Чтобы понять, где Парфеньевский район
Чтобы понять, где Хвастилово и где Парфеньево
|
Находится она в самой глубинке Костромского края, в восемнадцати километрах к северу от районного
центра Парфеньева, вдалеке от федеральных трасс и железных дорог.
Удивительные по красоте места. Просторы, видимые до горизонта. Леса, ранее густые и непроходимые,
сейчас, увы, во множестве вырубленные. Грибы и ягоды, которые можно собирать корзинами.
Маленькие, тихие речушки, обильные рыбой.
Удивительные люди. Добрые и отзывчивые. Любящие и помнящие свой край, даже давно уехав отсюда.
Местные легенды о прошлом ...
Розе Дмитриевне Готовцевой ее бабушка, Александра Виссарионовна Кутузова (Смирнова), рассказывала легенду,
как "пришли как-то издалека три брата и основали деревню Хвастилово". Бабушка Александра говорила и как
звали всех братьев, но Роза запомнила лишь одно имя - Алексей. Когда это произошло, неизвестно.
Бытует и еще одна легенда, которую мне пересказал Владимир Геннадьевич Каленков.
Большой, огромный, не проходимый и сказочный ЛЕС. Глубинка России - то ли Ярославская, то ли Костромская Губерния. И в этом прекрасном, глухом, свободном от суеты и не нужных забот лесу, есть деревня - Хвастливо.
Давно это было. Но до сих пор живут в этой деревне красивые и милые люди. Девушки были неописуемой красоты. Как говаривала моя мама - ножки точеные, стройные, как березки. И вот, проезжая как-то мимо этих мест, купец приметил одну девицу-красавицу и увез ее от родителей в Питер. Но у этого купца ума-то не хватило, и он показал девицу Царю. Петру наша девушка понравилась и стала она работать как бы прислугой у Петра. КАК и ЧТО дальше получилось, но от Петра у этой девицы родилась дочь. И дочь эта вернулась в родную деревню Хвастилово и стала она нашей пра-пра БАБУШКОЙ!
Бабушка была и красива, и властна, и с сильным характером и здоровьем. Вот так и идут рода ХВАСТИЛОВСКИЕ!
Наверное, похожие рассказы помнят жители и других деревень и сел России. Но есть, по крайней мере, два отличия,
свойственные лишь этим местам, которые, вряд ли занимали мысли крестьян, но не остались без внимания ученых.
Чисто московское "аканье" и
многовековой "отхожий" плотницкий промысел.
|
Русские летописи повествуют о том, что в первом тысячелетии новой эры на территории лесного Заволжья,
как и в восточной части междуречья Волги и Оки, обитало финно-угорское племя меря.
О том, что люди этого племени обживали эти места, говорит нам сам “язык земли”, сохранившийся в названии
местных рек: Вохтома Песома, Илезем...
С XI века начинается освоение мерянской земли славянами.
Историки констатируют: "в XII веке к северу от Костромского Поволжья наблюдается столкновение двух
колонизационных потоков, шедших из Новгородской и Ростово-Суздальской земель".
В последующий период отмечается особое политическое положение костромской земли, которая традиционно
считалась принадлежностью великокняжеской власти.
Этим ученые в определённой степени и объясняют пути проникновения аканья в связи с историческими событиями
Смутного времени (начала XVII века) в Костромское Заволжье из Москвы или через посредство Москвы,
по проторённому уже веками пути.
"Костромской акающий остров" находится в междуречье Костромы и Унжи, в частности, на территории
северо-западной части Парфеньевского района (Матвеево, Савино, Горелец, Ильинское и др.),
иногда называемый Чухломским по имени его эпицентра.
Располагаясь глубоко внутри территории окающих говоров, он представляет собой единственный в России по
большой протяжённости и языковым особенностям изолированный массив акающих говоров. Всё ещё достоверно
не установлено его происхождение и этническая история, нет и исторических документов и фактов наличия
аканья на данной территории ранее, чем в 20–е годы XVII века.
В начале XX века Н.Н.Соколов и Н.Н.Виноградов указывали на московские говоры как на вероятную материковую
территорию говоров "Костромского акающего острова".
В 1907 году как в Савинской,
так и в Матвеевской волостях
"преобладающий промысел - плотники".
При этом ученые территориально локализуют отхожий плотницкий промысел и напрямую привязывают его к
Костромскому акающему острову.
Поэтому и название деревни, если вспомнить про аканье - от слова "хвастать", а не от слова "хвост".
Именно так и писалось в нескольких наиболее ранних, из доступных мне, документах. В частности,
в Ревизских сказках 1811 - 1858 годов.
О Хвастиловских фамилиях. Как очень распространенных, так и весьма редких - отдельная небольшая страничка.
Впервые Хвастилово упоминается в 1678 году (подворная перепись 1676-1678 годов) в составе Матвеевской вотчины князей Репниных.
|