ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ХВАСТИЛОВО
Савинская волость


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

К 1864 году относится интересная запись из "Отчётов священноцерковнослужителей Рождества-Богородицкой церкви с.Матвеева, представленные в Костромскую епархию":

"...Прихожане церкви усердны, в храм ходят в воскресные и праздничные дни в значительном числе, во время богослужения стоят благоговейно, с охотою слушают произносимые поучения. В нарочитые дни общественных Богомолебствий, назначаемых во время засухи, безветрия, моровой язвы и т. п., из домов собираются всем семейством в церковь и усердно, с коленопреклонением молятся Господу о ниспослании милости...

Вообще, прихожане отличаются кротостью, беспрекословным послушанием властям, почтением к старшим и повиновением родителям. Непослушные дети изгоняются родителями, не получая ничего из общего хозяйства, и никогда не смеют обижаться на них. Такие поступки отцов по отношению к детям заставляют последних всегда быть почтительными к ним...

Многие, особенно престарелые прихожане, приходят во все четыре поста к исповеди или причастию. Многие вдовы и старухи отказываются на всю жизнь от употребления мяса и рыбной пищи, хмельных напитков, соблюдают посты по понедельникам, добровольно принимают обеты, состоящие в хождении в далёкие места для поклонения Святым мощам или особенно чтимым Святыням Христианским...

Господствующий порок между прихожанами мужского пола сквернословие... Между женщинами особенно развиты предрассудки. Верят всяким наговорам, колдунам (известно, пройдохи пользуются безнаказанно глупостью ближнего), от которых берут какие-то списки, списки эти опускают в ключевую воду и водой этой обливают маленьких своих детей.

На кресты навязывают чеснок, змиевы головы в надежде, что талисманы предохраняют от порчи и дурного глаза. Верят в чертей — домовых, леших, водяных. В великий Четверг выкликают коров в трубу, чтобы летом ходили домой. Маленьких ребят посылают до солнышка в лес, чтобы куры несли больше яиц...

Вообще, прихожане наши имеют один к другому большое сочувствие, хотя особенных подвигов человеколюбия между ними не заметно.

Во время неурожайных годов достаточные снабжают бедняков зерновым хлебом без всяких процентов, ожидая уплаты по году, по два и более. Погоревшим... привозят безвозмездно лес на стройку по бревну и по два, не требуя за это никакого угощения... Летом маломощным помогают в напольных работах, а зимой, когда иной хозяин вздумает перевезти свою избу или двор — подвозят по просьбе его безвозмездно брёвна с места, где они заготовлены, хотя они и находились от селения в верстах семи, осьми и более. Для умерших безвозмездно приготовляют гроб, роют могилы, хотя бы это случилось в самую дорогую для работы пору. Нищие, ходящие здесь из разных приходов, получают всегда посильное подаяние... Особенным сочувствием пользуются калики перехожие, распевающие песни из Священных книг, Четь-Миней и других апокрифов".


Уверен, что эти характеристики относятся и к хвастиловским крестьянам, как к прихожанам матвеевского храма. Хотя в 1863 году была построена горелецкая церковь Святой Троицы, хвастиловцы "по привычке" обряды проводили в Матвееве.

Здесь венчались мои прадеды с моими прабабушками.

ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ

Из деревень приезжал свадебный полог: молодых везли на хороших лошадях, запряжённых в лёгкие сани (кошовки). Лошади в белой сбруе, в гривы их вплетены ленты; на дуге цветы, ленты разноцветные, колокольчики; на сбруе вокруг шеи лошадей - шергунцы. Такой свадебный полог бывал экипажей в восемь - десять. Полог подъезжал к церковной сторожке. В сторожке невесту наряжали: надевали подвенечное платье, обычно светлых тонов: белое, голубое, розовое, фисташковое; на голову - фату. У невест, что побогаче, наряд - из шёлка или атласа, у бедных - из простых тонких тканей. Наряженную невесту переводили из сторожки в церковь. Начиналось венчание - торжественный и очень красивый церковный обряд. Над головами молодых шаферы держали венцы, зажигались свечи, церковные лампады и паникадила. Народу наблюдающего бывало много, особенно на знатных свадьбах. После венчания подъезжал полог, свадебный кортеж уезжал.

Здесь крестили моего деда и мою бабушку.


Архивная выписка. 1886 год.
О бракосочетании Петра Асафова [Готовцева]
и Пелагеи Иоакимовой [Крыловой]

Из метрической книги. 1894 год.
О бракосочетании Павла Петрова [Поспехова]
и Параскевы Ильиной [Смирновой]

Из метрической книги. 1896 год.
О рождении Анны Павловой [Поспеховой]

Из метрической книги. 1897 год.
О рождении Василия Петрова Готовцева


ИЗ СПИСКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

В 1907 году в Хвастилове проживало 195 человек.


Название селения Положение Верст
до уезного города
[Кологрива]
Дворов Душ обоего пола Муж. Женщ. Фабрики, заводы
и пр. промышл.
заведения
Преобладающий
промысел
Алексеевское д. рч. Черная 78 16 88 42 46 --- Преобладающий
промысел
по волости
плотники
Артемово д. рч. Вохтома 75 52 280 128 152 мельница
Богомолово, (Рогово) д. рч. Черная 78 38 193 101 92 ---
Завражье д. рч. Соега 76 30 157 61 96 ---
Левино д. рч. Соега,
Мокрец,
Черная
78 38 230 117 113 ---
Панино д. рч. Мокрая 80 45 220 95 125 кузница
Родино д. рч. Соега 78 41 201 94 107 3 кузницы
Савино д. ш. рч. Соега 76 43 221 87 102 дегтярн. з.
Фоминское д. ов. Олешино 74 35 194 92 102 ---
Фонвизино д. пруды 80 27 129 58 71 дегтярн. з.
Хвастилово д. рч. Соега 75 33 195 91 104 2 мел., толч.,
маслоб. з.



ОБ ОТХОЖЕМ ПРОМЫСЛЕ И БЛАГОСОСТОЯНИИ

Семьи были зажиточные. Кто хотел работать - работал. На 33 двора - две мельницы и маслобойный завод. Одна мельница была у Фертовых, вторая - у Изобилиных.
Как эти мельницы стояли на Соеге - на рисунке С.С.Румянцева).
Маслобойка была у Готовцевых.
Молчановы - потомственные кузнецы. Ограда у Горелецкой церкви кована и сделана Александром Павловичем Молчановым, за что он был удостоен чести похороненным возле храма, что положено вообще лишь священникам.

"Преобладающий промысел по волости плотники."
Плотничать по традиции ходили в Петербург. И это приносило немалый дополнительный доход.


Некоторые подробности хорошо описаны Дмитрием Николаевичем Жбанковым в его статье "Петербургские строители начала века".

Плотники преобладали … в Савинской волости Кологривского уезда.

Особенность строительного отхода заключалась в том, что в отличие от представителей большинства других профессий (за исключением огородников) строители ежегодно по окончании рабочего сезона возвращались в деревню.

Подавляющее большинство строителей отправлялось на промысел в конце зимы и весной (раньше всех в Петербург отправлялись плотники - они могли работать и на снегу). Возвращались из Петербурга в октябре – ноябре.

Жили строители на артельной квартире, снятой хозяином, по несколько человек в комнате. Артельная "квартира" - обычно полуподвальная комната, снимавшаяся за счет хозяина поблизости от места стройки или в самом недостроенном доме. Условия жизни строителей - притча во языцех во всех отчетах петербургских санитарных врачей: "комната 6 на 5 аршин (4.5 на 4.5 метра); нары сплошь вверху и внизу и в грязи на них спали десятки человек", "смрад, вонь от развешенной мокрой одежды, грязь и масса насекомых... Спят на нарах; тут же готовится пища". Исследование А.Куломзина (он лично осмотрел 36 квартир - 65 комнат костромских отходников в Рождественской части) показало: в среднем на одного костромича приходилось 7.4 м3 жилого пространства (гигиеническая норма городской управы – 20 м3 , в ночлежках Берлина – 18 м3, согласно нормам английского закона о бедных - 13.5 м3.). Всего в 65 осмотренных Куломзиным комнатах помещалось 380 человек. В одной квартире из 3 комнат жила артель плотников, состоявшая из 16 взрослых и 6 детей, в другой - из 4 комнат 23 каменщика, в третьей - 21 каменщик помещался в двух небольших комнатах, и.т.д. На двух человек полагались одни нары. Спали и на кухнях. Треть квартир находилась в подвальных помещениях, большинство комнат были сырыми. В артели штукатуров на Глазовой улице 60 человек жило в нескольких комнатах с нарами, на которых не было ничего кроме мешков с вещами рабочих, служивших подушками.

Готовила пищу специально нанятая артельная кухарка. На питание в день уходило в среднем 25-30 копеек на человека. Рабочий день на строительстве продолжался в среднем 14 часов: с 6 утра до 8 вечера с тремя перерывами на чай и завтрак (состоявший из одного хлеба), обед (двухчасовый перерыв с 12 до 2); в 5 часов - чай.

Костромские строители жили по преимуществу в районах новостроек, так в конце ХIX века особенно много их было на Песках. Любимым местом отдыха костромских строителей был трактир "Солигалич" на углу Дегтярной и 4-й Рождественской.

Прибытие питерщиков - важнейшее событие в деревенской жизни: они сразу же задавали тон и резко выделялись из серой деревенской толпы... На питерщиков и остающихся дома "домолегов" деревня имела свой собственный предвзятый взгляд. Она усматривала в каждом из домолегов грубость и неповоротливость, в то время как питерщики у нее считались фартовыми.

Отхожий "питерщик" и грамотнее, и культурнее, и развитее, чем оседлый костромич в каких-нибудь "лесных" уездах.

Отхожие уезды значительно превосходят земледельческие и лесные местности по благоустройству своей жизни... Одежда "питерщиков" гораздо чище, щеголеватее и гигиеничнее... Ребята содержатся чище... Отхожие деревни резко различаются от оседлых: жилище, одежда, все привычки, увеселения скорее напоминают мещанскую, чем крестьянскую жизнь... В отхожих волостях Костромской губернии в половине домов вы найдете бумагу, чернила, карандаши и перья.



Павел Петрович Поспехов


И еще о мастерах-плотниках Савинской волости - в книге Сергея Сергеевича Румянцева "Это я, люди...".

... фамилии Григорьевы, Анисимовы, Сергеевы [из Завражья] красуются на великолепных, построенных в русском стиле домах в Потсдаме под Берлином, в русской деревне Александровке, ее построили для певчих солдат русской армии, подаренных императором Александром I прусскому королю в честь победы над Наполеоном.

А какие дома, просто язык не поворачивается назвать их избами, были в Завражье!

Такие большие, красивые и уютные дома построены были мужиками с деньгами, имеющими образцы красоты. Ведь завражьинские мужики ходили в отходничество в Питер ... Вот почему они хотели и могли так строить. Они знали, что такое левкас (толстый срок краски), двойные потолки с множеством люков на чердаке ... Выписывали сельскохозяйственные журналы, журнал "Нива".


Мой прадед, Павел Петрович Поспехов, набирал ежегодно бригаду и уходил с нею в Петербург. Возвращались с деньгами, покупками, гостинцами. Гуляла вся деревня. Детишки кушали городские конфеты, а мужики курили ароматные папиросы, а не выращенный в деревне табак.

Немцы, которым Павел Петрович дома строил, приглашали переехать в Германию, да он не согласился.



Поспеховы и свояки


"Путешествия" в Петербург, судя по всему, было обыденным делом. Фотография сделана "на рубеже веков" в Санкт-Петербурге в фотосалоне Ерюхина Сергея Васильевича.

Слева – Поспеховы Петр Дмитриевич и Анна Егоровна (мои пра-прадед и пра-прабабушка), справа – Михаил Дмитриевич и Пелагея Фаддеевна (фамилию, увы, пока не знаю), родители Александры Михайловны, жены Николая Петровича Поспехова.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Все хвастиловские (и не только хвастиловские, а со всей волости) дети ходили в Савинскую школу, что в одном километре от Хвастилова. Мальчики оканчивали 4-6 классов, для девочек считалось достаточным 1-2 года учебы (читать, писать научились, пора по дому помогать).


Похоже, что и взрослые хвастиловцы (по крайней мере, мужики) грамоту знали. Мой прадед Петр Асафов Готовцев, 1868 года рождения, в одной из анкет в графе Образование написал: Школа 3 класса.

О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ, РУССКО-ЯПОНСКОЙ И ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНАХ

Информация из немногих имеющихся у меня документов:
рекрут Молчанов Михайла Арсеньев - "поступил в военную службу в 1863, уволен в безсрочный отпуск в 1874" (приписка в Ревизии 1858 года).
С 1874 в Российской империи в ходе военной реформы Д.А.Милютина была введена всеобщая личная воинская повинность, которой подлежало всё мужское население России. Одновременно были введены довольно многочисленные послабления и исключения. Тогда же термин "рекрут" был заменён словом "новобранец".
Новобранцы:
Готовцев Петр Асафов (мой пра-прадед) - "из запасных солдат" (запись при рождении его сына Василия),
Поспехов Николай Петров (мой двоюродный дед) - "запасной солдат" (запись при рождении его племянницы Надежды),
Лебедев Максим Яковлев (дальний завражьинский родственник) - "умерший солдат" (запись при бракосочетании его сына Михаила).



Крылов Александр Алексеевич


Участие наших земляков в Русско-японской войне - лишь на уровне предположений. Да и то подумать - где Хвастилово и где Дальний Восток.
И все-таки:
есть фотография Александра Алексеевича Крылова в погонах ефрейтора, сделанная во Владивостоке, и есть фотография Александра Васильевича Каленкова (с медалью на груди), по семейным воспроминаниям участвовавшего в укреплении Порт-Артура.



Каленков Александр Васильевич


Поспехов Николай Петрович


Кутузов Павел Иванович
(на фото - крайний справа)


Пока знаю лишь о нескольких хвастиловцах - участниках Первой мировой, хотя их, конечно же, было гораздо больше.

Поспехов Николай Петрович (мой двоюродный дед) - в записи о рождении племянника Константина (26 июля 1915 года) жена Николая Петровича записана как "солдатская вдова".
Следует сказать, что сведения о его смерти были преждевременны.

Воевал и брат Николая Петровича, Поспехов Владимир Петрович - как следует из записи в метрической книге о рождении его сына Александра (№ 37): "находящийся на во...".

Об остальных - лишь по рассказам и воспоминаниям.

Кутузов Павел Иванович (родство с Кутузовыми весьма многообразно).
Готовцева Роза Дмитриевна, внучка Павла Ивановича, рассказывала, что он был награжден Георгиевским крестом.


Готовцев Иван Иванович. Сначала воевал, а потом - за хороший почерк - в писари взяли.

Воевал и Крылов Александр Александрович.


О ХВАСТИЛОВСКИХ ФАМИЛИЯХ

Именно к этому периоду относятся первые (в имеющихся у меня документах) записи о фамилиях хвастиловских крестьян.
В метрике 1897 года о рождении моего деда Василия Петрова в одной записи (номер 4) встречаются сразу две фамилии:
запасного солдата Петра Иоасафова Готовцева и
крестьянина Иоанна Иоаннова Изобилина - младшего.
Фамилия Поспехов впервые встречается в 1903 году в записи о рождении Николая Павлова Поспехова.

Крестьяне на Руси фамилии получали "в последнюю очередь". Поскольку они были наиболее оседлой частью населения, считалось, что достаточно указать их имя, имя отца, место жительства и фамилию помещика, которому они принадлежали.
Однако, как в нашем случае, это не могло касаться крестьян - отходников. На работе в Петербурге или Москве какие-то документы с указанием фамилии они должны были иметь.

К сожалению, фамилии не записывались ни в Ревизские сказки, ни в Метрические книги. Поэтому я пока не могу "увязать" данные о жителях деревни Хвастилова 1858 года с известными по воспоминаниям родственников фамилиями (Сизовы, Кутузовы, Изобилины, Сухановы, Крыловы, Фертовы и другие).

Готовцевы.
Готовец - по объяснению В.И.Даля - человек бодрый, быстрый, немешкотный, готовящий и поспевающий всегда к сроку. Готовцевы - русские дворянские роды. Один из них исходил от мурзы Ишмете или Ашмета, выехавшего из орды в Московию в княжение великого князя Василия Темного и названного в крещении Петром. У него был сын Андрей по прозвищу Готовец, потомки которого приняли фамилию Готовцевых.
Не исключены и другие версии.
1. От названия деревни Готовцево, которая и сейчас существует в Галичском районе Костромской области. Но это - лишь при условии, что когда-то хвастиловские Готовцевы там жили.
2. Возможно, что Репнины купили крепостных у помещиков Готовцевых. Отсюда и их родовая фамилия.

Изобилины
Удивительно, но эта фамилия исключительно редкая. Её нет ни в одном из Словарей русских фамилий. Все найденные мною Изобилины - из Хвастилова.

Крыловы. По распространенности занимает 64 место среди русских фамилий. Фамилия часто присваивалась воспитанникам духовных семинарий. Она как бы символизировала взлет ввысь, к небесам. Неслучайно и ангелы всегда изображались с крыльями.

Кутузовы.
1. Языковед Н. А. Баскаков производит фамилию великого полководца от тюркского слова "кутуз", означающего "бешеный, вспыльчивый".
2. В русском языке кутузом называют подушку, в частности ту, на которой плетут кружева. Прозвище полного человека.
В Хвастилове фамилия Кутузов произносилась почему-то на французский манер - с ударением на последнем слоге.

Молчановы.
По распространенности занимает 185 место среди русских фамилий. Молчан - древнерусское нецерковное имя, весьма часто встречающееся в документах допетровской эпохи. "Молчан" значит "молчальник".

Поспеховы
Фамилия весьма редкая.
Из отчеств от прозвищ или нехристианских личных имен Поспеха, Поспех. Подобные имена могли быть даны либо ребенку, родившемуся раньше времени, "поспешившему" родиться, либо как пожелательные или выражающие чувства родителей (в говорах поспех - "успех, удача, помощь"»).
Не исключена и другая версия - от названия деревни Поспехово, что находится на северо-востоке Костромской области в Вохомском районе. Но лишь при условии, что когда-то хвастиловские Поспеховы там жили.

Смирновы
От русского нецерковного мужского имени Смирной, т.е. "смирный, тихий, послушный".
Фамилия Смирнов не зря занимает 1 место по распространенности среди русских фамилий. В том числе, самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье, всего чаще - в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах соседних областей.


Фертовы. Ферт, франт - щеголь.

В 1917 году история Савинской волости переходит в историю Савинского сельского совета.


Источники:
РОССИЙСКАЯ ГЛУБИНКА: СЕЛО МАТВЕЕВО | cosmograph
Воинская обязанность - Википедия