Свое название село Горелец получило после лесного пожара, случившегося здесь. Оставшаяся на гари зола удобрила землю,
и жители соседних деревень Панино и Меледино распахали гарь, засеяли ее рожью и построили здесь дома,
назвав починок Гари (Горелец).
Починок известен с 1728 г. и основан на земле матвеевской вотчины, которая принадлежала
князьям Репниным.
Горелец особенно бурно рос в XIX веке, и этому способствовал проходивший через него торговый тракт из
Казани через Унжу, Парфеньев, Судай, Солигалич и далее к пристаням на реке Сухоне, по которой грузы
сплавлялись водой в Архангельск. На обратном пути подводы по тракту везли соль из Тотьмы и известь из-под
Солигалича. Потребность в извести была большая, так как она шла на строительство каменных церквей.
Росту Горельца способствовала и отдаленность его от других сел. Отпевать и хоронить покойников, крестить
младенцев, совершать свадебные обряды надо было в церквях Матвеева или Никола-Ширь, поэтому жители
Горельца и близлежащих деревень в 1863 г. построили здесь свою деревянную церковь.
По переписи 1870 г. в нем стояло 23 двора, а в 1924 г. в селе
было три улицы с 50-ю крестьянскими дворами. В начале XX столетия на месте деревянной церкви на
средства жителей была построена каменная церковь. В январе 1919 г. в селе был открыт народный клуб.
Из книги Д.Ф. Белорукова
|
Справка по новейшей истории села Горелец
Село Горелец, сначала Кологривского, затем Чухломского уезда, потом Парфеньевского района Костромской области
развивалось с переменным успехом примерно с начала 18 века. В середине 18 века была построена деревянная
церковь. В 1856 году была начато и в 1901 закончено строительство кирпичной церкви Святой Троицы. Величина села
колебалась по разным свидетельствам от 30 до 130-300 дворов. (Не подтверждено документально. Скорее всего, лишь устные предания. Поэтому число дворов - 130-300 - можно повергнуть сомнению. М.К.)
Запустение началось в 1937 году, когда в день
празднования Тихвинской иконы Божией Матери две трети села было уничтожено свирепым пожаром. В былом величии
село более не возрождалось. В период так называемого укрупнения хозяйств в 1969 году сельсовет был перенесен
из села в деревню Савино, что способствовало еще более быстрому угасанию жизни в Горельце. Что интересно,
электроэнергия была подведена к селу только в 1968 году. А ведь работали и фермы, и телятники... Окончательно
село угасло в 1985 году, когда двое рабочих, разделывавших вынужденно забитую корову, умерли от сибирской язвы.
Ферма была закрыта, люди разъехались. В 1988 году в селе проживало 5 пенсионеров.
В 1989 году группа энтузиастов, в основном выпускников Географического факультета МГУ, под предводительством
священника отца Андрея Воронина, в настоящее время широко известного как директора Ковалевского детского дома
г.Нерехты Костромской области и руководителя «Детского экстремального проекта», решила освоить брошенные ресурсы
села и вновь заселить Горелец.
В начале энтузиастов было около 20, потом осталось шестеро взрослых и трое детей, потом четверо взрослых...
В 1991 году отца Андрея перевели в город Нерехта Костромской области и на его место был рукоположен во
священники отец Владислав Шулькевич, который и по сей день является настоятелем Горелецкой Свято-Троицкой
церкви и церкви Новомученников Российских в селе Матвеево Парфеньевского района. Отец Владислав и матушка
Галина (Галина Вячеславовна Становова)
вырастили в Горельце шестерых детей, старшие из которых - уже студенты
и абитуриенты московских ВУЗов. Под руководством матушки Галины в 1993 году была учреждена Горелецкая
негосударственная школа - школа для Горелецких детей, первым директором которой была Галина Вячеславовна и
которая действует и поныне.
Летом 1990 года в Горельце был организован первый лагерь скаутской организации Российских Юных Разведчиков
(ОРЮР). Скауты ОРЮР - дети русских американцев, многие из них уже американцы в третьем-четвертом поколении.
В память об этом событии скаутской дружиной г.Костромы в 2000 году в Горельце был установлен памятный крест.
В настоящее время в Горельце постоянно проживает семь взрослых и тринадцать детей. Летом и зимой население порой увеличивается втрое за счет личного состава клуба Комар и многих других гостей этого удивительного по своей внутренней сути места.
http://atua.livejournal.com/117322.html
|
Владимир Михайлович Родзянко
|
Случай на дороге в Горелец
Особенно много людей обращалось к Богу, слушая проповеди Би-Би-Си. Вспоминается такой случай.
В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь
православной молодежи. Группу американцев возглавил владыка Василий.
По дороге в Горелец (именно так называлось место, куда они ехали), в лесной глуши, на перекрестке проселочных
дорог они увидели страшную картину. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевернувшегося
мотоцикла, лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Над ним стоял его сын, который сломал руку,
но остался жив.
Владыка подошёл к нему узнать, что же произошло. Выслушав рассказ сына, он спросил, был ли его отец верующим.
Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом,
что отец Владимир Родзянко - единственный человек, которому он верит в жизни.
Владыка перекрестился и сказал: "Тот священник, о котором говорил ваш отец, - это я".
Сын был потрясен. А владыка опустился перед погибшим на колени, отдал последнее целование, прочитал отходную молитву и сказал: "Промысел Божий привел меня с другого конца света, именно в этот день и час, в этот лес, на этот перекресток, чтобы отдать последний долг тому, кто верил мне, грешному. Давайте помолимся о его душе..." . И над погибшим провели панихиду...
Епископ Василий (в миру - Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада
Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья
эмигрировала в Югославию.
Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет
титовским судом "за превышение дозволенной религиозной пропаганды".
Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии.
С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию.
Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год.
Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года.
|
Горелецкий эксперимент
В мае 1989 года в заброшенный уголок Костромской области, в почти вымершее село с названием Горелец высадился
«десант» из десяти молодых энтузиастов (у трех семей уже были маленькие дети). Их объединила одна идея: жить
возле храма, подальше от цивилизации, возрождать российскую деревню, воспитывать и учить детей в духе
Православия. Все - москвичи с высшим образованием. Некоторым из них уже довелось пожить в полевых условиях
научных экспедиций, и они были готовы к испытаниям. Горелец как нельзя лучше подходил для добровольных
отшельников: из населения - две бабушки, сторожащие храм, из всех благ цивилизации - свет, грунтовая дорога
в соседнее село и неработающая артезианская скважина. Глушь такая, что даже сегодня нет мобильной связи.
Возглавлял группу самый старший по возрасту, тридцатилетний иерей Андрей Воронин - его рукоположили как раз
в Горелецкий храм.
«Мы рассчитывали, что сможем прожить своим трудом, выращивая на огороде овощи и держа скотину (сразу же купили
на общину двух коз и корову), - вспоминает один из участников эксперимента, клирик Костромской епархии иерей
Владислав Шулькевич, тогда молодой географ. - Никакого устава, определяющего жизнь в общине не было,
единственным жестким условием для всех был сухой закон».
Однако оказалось, что приусадебным хозяйством в зоне рискованного земледелия заработать на пропитание
невозможно. А чтобы создать рентабельное производство, нужны большие инвестиции. «Даже в Европе сельский
производитель получает дотации от государства, что говорить о нашей стране с ее климатическими условиями?
Основные продукты - крупы, муку - нам пришлось покупать в сельпо, что-то привозили из Москвы с оказией наши
друзья. Деньги у членов общины были за счет сдачи квартир в Москве и помощи родственников»,- рассказывает отец
Андрей Воронин.
К началу первой зимы из взрослых в Горельце осталось пять человек (в том числе отец Андрей и Владислав Шулькевич
с семьями). Остальные, не выдержав трудностей, вернулись в Москву.
Если человек с детства не жил в деревне, то он, скорее всего, уже не сможет привыкнуть к ее укладу - считает
теперь о. Владислав Шулькевич. Многие вещи в психологию сельского жителя закладываются на уровне рефлекса.
Например, заготовка дров (начинается за год, иначе не высохнут). Если не распилить их до декабря, не расколоть
до марта, они оттают, засохнут и на их колку вместо недели уйдет два месяца. Рутинная для сельчанина работа
превратится в трудовой подвиг. И так вся жизнь. Но городской житель к этому не привык, ему и свободное время
нужно «для саморазвития». Не думает, что вот уже сенокос, а он еще дрова на зиму не наколол.
В деревне люди живут с оглядкой. Прибил планку криво, надо перебивать: что соседи скажут? Корову продал - значит
ленивый. А городскому все равно: в трусах он на улицу вышел или наличники у него наполовину покрашены. Местные
видят это и потешаются. У городских обида: «Мы приехали их спасать, у нас университетское образование, а они над
нами смеются!»
Или такой пример. Есть общий огород, обрабатываем по очереди. Но один как надо полет, другой спустя рукава. Или
нужно воды к обеду принести (колодец в 500 метрах), но все устали. И приходится постоянно ходить за водой самому
ответственному. Начинаются обиды, все это кипит, накапливается, и общинная жизнь разваливается.
Современный житель мегаполиса всегда ставит себя выше социума, уверен о. Владислав. Инстинкт, подсказывающий,
что в общине выжить можно только через подчинение себя интересам коллектива, почему-то не срабатывает.
«Например, стогуем сено, - вспоминает батюшка. - Поставили только полстога, но все устали. Начинается дождь.
Стог надо быстро закончить, но никому уже не хочется работать. Тут один говорит: “Полпятого вечера, пора на
службу идти, завтра доделаем”. - “А дождь?” - “Мало ты на Бога уповаешь, помолимся, и дождь перестанет”, - и
уходит, за ним и остальные». «Нам казалось, что православные договорятся друг с другом быстрее, но нет. Такой
сделанной впустую работы было до 70 процентов. А у сельских жителей эти вопросы не возникают: если надо, все
вместе вкалывают до упора, по-другому не выживешь. Или нужно беспрекословное подчинение лидеру, которого у нас
не было. И получается: ни сена, ни дров, зато бесконечные чаепития и разговоры о спасении России. Что, кстати,
тоже очень забавляло окрестных жителей», добавляет о. Владислав.
В итоге те, кто не смог отказаться от лубочных представлений о жизни в деревне, столкнувшись с реальностью,
уехали. Другие попытались приспособиться к законам сельской жизни и остались. Починили насос на артезианской
скважине, учительствовали в сельской школе, купили пилораму, лес и делали доски, рубили дома. Но когда
подсчитали все расходы и доходы, то получилось, что никакой прибыли это не принесло. Работали на выживание,
а не на развитие.
В феврале 1991 года Владислав Шулькевич принял сан и уже 16 лет настоятель Троицкого храма в Горельце. Они
прожили там с матушкой 15 лет, но сейчас живут в Москве, три раза в месяц о. Владислав приезжает служить
в Горелец. А о. Андрея перевели в Нерехту. Чуть позже о. Андрей стал здесь директором Ковалевского детского
дома, о котором мы не раз писали. «Лично я никого и никогда не благословлю повторить что-либо подобное, -
говорит он. - Построить сельскую христианскую общину современным людям, ориентированным на технологии и
потребление, невозможно».
«Наш опыт построения православной общины я бы назвал отрицательным, - согласен о. Владислав Шулькевич. - Однако
он принес некоторые неожиданные плоды». В Горельце по-прежнему работает созданная москвичами школа. Там сейчас
живут три семьи, которые приехали в разное время уже после «эксперимента». Они реставрируют храм, сами
воспитывают и учат 13 своих детей. Каждое лето и зиму в Горельце проводится детский лагерь, а в августе -
Горелецкая естественнонаучная школа. За несколько лет в целях восстановления лесного покрова зоны Южной тайги,
где расположен и Горелец, ребятами было посажено полторы тысячи дубов. Пять лет в соседней деревне Савино
горельчане проводят межрайонные соревнования по лыжам. После этих мероприятий савинские дети стали приходить
в Троицкий храм на большие православные праздники.
http://atua.livejournal.com/108082.html
|