Костромская губерния

Хвастилово и окрестности

СЕЛО ГОРЕЛЕЦ

В селе Матвеево наши предки венчались и крестились, на Горелецком кладбище они похоронены (ограда у Горелецкой церкви Святой Троицы была кована и сделана Александром Павловичем Молчановым, за что он был удостоен чести быть похороненным возле храма, что положено вообще только священникам).

Могилы моего прадеда Поспехова Павла
Петровича и моей прабабушки Поспеховой
(Смирновой) Прасковьи Ильиничны.
Рядом с могилами их дочь (моя двоюродная
бабушка Крылова Любовь Павловна).
Могила Готовцева Ивана Ивановича,
прадеда Дмитрия Манаенкова.

Церковь Святой Троицы

Вечерняя служба

Ночь перед Рождеством

Горелец
Фотографии Виталия Ромейко Фотография Дмитрия Манаенкова
Из книги Д.Ф. Белорукова "О деревнях, селах и городах Костромского края"

Свое название село Горелец получило после лесного пожара, случившегося здесь. Оставшаяся на гари зола удобрила землю, и жители соседних деревень Панино и Меледино распахали гарь, засеяли ее рожью и построили здесь дома, назвав починок Гари (Горелец).
Починок известен с 1728 г. и основан на земле матвеевской вотчины, которая принадлежала князьям Репниным.
Горелец особенно бурно рос в XIX веке, и этому способствовал проходивший через него торговый тракт из Казани через Унжу, Парфеньев, Судай, Солигалич и далее к пристаням на реке Сухоне, по которой грузы сплавлялись водой в Архангельск. На обратном пути подводы по тракту везли соль из Тотьмы и известь из-под Солигалича. Потребность в извести была большая, так как она шла на строительство каменных церквей.
Росту Горельца способствовала и отдаленность его от других сел. Отпевать и хоронить покойников, крестить младенцев, совершать свадебные обряды надо было в церквях Матвеева или Никола-Ширь, поэтому жители Горельца и близлежащих деревень в 1863 г. построили здесь свою деревянную церковь.
По переписи 1870 г. в нем стояло 23 двора, а в 1924 г. в селе было три улицы с 50-ю крестьянскими дворами. В начале XX столетия на месте деревянной церкви на средства жителей была построена каменная церковь. В январе 1919 г. в селе был открыт народный клуб.
Из книги Д.Ф. Белорукова

Несколько историй о Горельце

Справка по новейшей истории села Горелец
Село Горелец, сначала Кологривского, затем Чухломского уезда, потом Парфеньевского района Костромской области развивалось с переменным успехом примерно с начала 18 века. В середине 18 века была построена деревянная церковь. В 1856 году была начато и в 1901 закончено строительство кирпичной церкви Святой Троицы. Величина села колебалась по разным свидетельствам от 30 до 130-300 дворов. (Не подтверждено документально. Скорее всего, лишь устные предания. Поэтому число дворов - 130-300 - можно повергнуть сомнению. М.К.) Запустение началось в 1937 году, когда в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери две трети села было уничтожено свирепым пожаром. В былом величии село более не возрождалось. В период так называемого укрупнения хозяйств в 1969 году сельсовет был перенесен из села в деревню Савино, что способствовало еще более быстрому угасанию жизни в Горельце. Что интересно, электроэнергия была подведена к селу только в 1968 году. А ведь работали и фермы, и телятники... Окончательно село угасло в 1985 году, когда двое рабочих, разделывавших вынужденно забитую корову, умерли от сибирской язвы. Ферма была закрыта, люди разъехались. В 1988 году в селе проживало 5 пенсионеров.
В 1989 году группа энтузиастов, в основном выпускников Географического факультета МГУ, под предводительством священника отца Андрея Воронина, в настоящее время широко известного как директора Ковалевского детского дома г.Нерехты Костромской области и руководителя «Детского экстремального проекта», решила освоить брошенные ресурсы села и вновь заселить Горелец.
В начале энтузиастов было около 20, потом осталось шестеро взрослых и трое детей, потом четверо взрослых...
В 1991 году отца Андрея перевели в город Нерехта Костромской области и на его место был рукоположен во священники отец Владислав Шулькевич, который и по сей день является настоятелем Горелецкой Свято-Троицкой церкви и церкви Новомученников Российских в селе Матвеево Парфеньевского района. Отец Владислав и матушка Галина (Галина Вячеславовна Становова) вырастили в Горельце шестерых детей, старшие из которых - уже студенты и абитуриенты московских ВУЗов. Под руководством матушки Галины в 1993 году была учреждена Горелецкая негосударственная школа - школа для Горелецких детей, первым директором которой была Галина Вячеславовна и которая действует и поныне.
Летом 1990 года в Горельце был организован первый лагерь скаутской организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). Скауты ОРЮР - дети русских американцев, многие из них уже американцы в третьем-четвертом поколении.
В память об этом событии скаутской дружиной г.Костромы в 2000 году в Горельце был установлен памятный крест.
В настоящее время в Горельце постоянно проживает семь взрослых и тринадцать детей. Летом и зимой население порой увеличивается втрое за счет личного состава клуба Комар и многих других гостей этого удивительного по своей внутренней сути места.
http://atua.livejournal.com/117322.html


Владимир Михайлович Родзянко

Случай на дороге в Горелец
Особенно много людей обращалось к Богу, слушая проповеди Би-Би-Си. Вспоминается такой случай.
В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодежи. Группу американцев возглавил владыка Василий.
По дороге в Горелец (именно так называлось место, куда они ехали), в лесной глуши, на перекрестке проселочных дорог они увидели страшную картину. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевернувшегося мотоцикла, лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Над ним стоял его сын, который сломал руку, но остался жив.
Владыка подошёл к нему узнать, что же произошло. Выслушав рассказ сына, он спросил, был ли его отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что отец Владимир Родзянко - единственный человек, которому он верит в жизни.
Владыка перекрестился и сказал: "Тот священник, о котором говорил ваш отец, - это я".
Сын был потрясен. А владыка опустился перед погибшим на колени, отдал последнее целование, прочитал отходную молитву и сказал: "Промысел Божий привел меня с другого конца света, именно в этот день и час, в этот лес, на этот перекресток, чтобы отдать последний долг тому, кто верил мне, грешному. Давайте помолимся о его душе..." . И над погибшим провели панихиду...

Епископ Василий (в миру - Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию.
Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом "за превышение дозволенной религиозной пропаганды".
Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии.
С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию.
Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год.
Скончался в Вашингтоне в ночь на 17 Сентября 1999 года.

Горелецкий эксперимент
В мае 1989 года в заброшенный уголок Костромской области, в почти вымершее село с названием Горелец высадился «десант» из десяти молодых энтузиастов (у трех семей уже были маленькие дети). Их объединила одна идея: жить возле храма, подальше от цивилизации, возрождать российскую деревню, воспитывать и учить детей в духе Православия. Все - москвичи с высшим образованием. Некоторым из них уже довелось пожить в полевых условиях научных экспедиций, и они были готовы к испытаниям. Горелец как нельзя лучше подходил для добровольных отшельников: из населения - две бабушки, сторожащие храм, из всех благ цивилизации - свет, грунтовая дорога в соседнее село и неработающая артезианская скважина. Глушь такая, что даже сегодня нет мобильной связи. Возглавлял группу самый старший по возрасту, тридцатилетний иерей Андрей Воронин - его рукоположили как раз в Горелецкий храм.
«Мы рассчитывали, что сможем прожить своим трудом, выращивая на огороде овощи и держа скотину (сразу же купили на общину двух коз и корову), - вспоминает один из участников эксперимента, клирик Костромской епархии иерей Владислав Шулькевич, тогда молодой географ. - Никакого устава, определяющего жизнь в общине не было, единственным жестким условием для всех был сухой закон».
Однако оказалось, что приусадебным хозяйством в зоне рискованного земледелия заработать на пропитание невозможно. А чтобы создать рентабельное производство, нужны большие инвестиции. «Даже в Европе сельский производитель получает дотации от государства, что говорить о нашей стране с ее климатическими условиями? Основные продукты - крупы, муку - нам пришлось покупать в сельпо, что-то привозили из Москвы с оказией наши друзья. Деньги у членов общины были за счет сдачи квартир в Москве и помощи родственников»,- рассказывает отец Андрей Воронин.
К началу первой зимы из взрослых в Горельце осталось пять человек (в том числе отец Андрей и Владислав Шулькевич с семьями). Остальные, не выдержав трудностей, вернулись в Москву.
Если человек с детства не жил в деревне, то он, скорее всего, уже не сможет привыкнуть к ее укладу - считает теперь о. Владислав Шулькевич. Многие вещи в психологию сельского жителя закладываются на уровне рефлекса. Например, заготовка дров (начинается за год, иначе не высохнут). Если не распилить их до декабря, не расколоть до марта, они оттают, засохнут и на их колку вместо недели уйдет два месяца. Рутинная для сельчанина работа превратится в трудовой подвиг. И так вся жизнь. Но городской житель к этому не привык, ему и свободное время нужно «для саморазвития». Не думает, что вот уже сенокос, а он еще дрова на зиму не наколол.
В деревне люди живут с оглядкой. Прибил планку криво, надо перебивать: что соседи скажут? Корову продал - значит ленивый. А городскому все равно: в трусах он на улицу вышел или наличники у него наполовину покрашены. Местные видят это и потешаются. У городских обида: «Мы приехали их спасать, у нас университетское образование, а они над нами смеются!»
Или такой пример. Есть общий огород, обрабатываем по очереди. Но один как надо полет, другой спустя рукава. Или нужно воды к обеду принести (колодец в 500 метрах), но все устали. И приходится постоянно ходить за водой самому ответственному. Начинаются обиды, все это кипит, накапливается, и общинная жизнь разваливается.
Современный житель мегаполиса всегда ставит себя выше социума, уверен о. Владислав. Инстинкт, подсказывающий, что в общине выжить можно только через подчинение себя интересам коллектива, почему-то не срабатывает. «Например, стогуем сено, - вспоминает батюшка. - Поставили только полстога, но все устали. Начинается дождь. Стог надо быстро закончить, но никому уже не хочется работать. Тут один говорит: “Полпятого вечера, пора на службу идти, завтра доделаем”. - “А дождь?” - “Мало ты на Бога уповаешь, помолимся, и дождь перестанет”, - и уходит, за ним и остальные». «Нам казалось, что православные договорятся друг с другом быстрее, но нет. Такой сделанной впустую работы было до 70 процентов. А у сельских жителей эти вопросы не возникают: если надо, все вместе вкалывают до упора, по-другому не выживешь. Или нужно беспрекословное подчинение лидеру, которого у нас не было. И получается: ни сена, ни дров, зато бесконечные чаепития и разговоры о спасении России. Что, кстати, тоже очень забавляло окрестных жителей», добавляет о. Владислав.
В итоге те, кто не смог отказаться от лубочных представлений о жизни в деревне, столкнувшись с реальностью, уехали. Другие попытались приспособиться к законам сельской жизни и остались. Починили насос на артезианской скважине, учительствовали в сельской школе, купили пилораму, лес и делали доски, рубили дома. Но когда подсчитали все расходы и доходы, то получилось, что никакой прибыли это не принесло. Работали на выживание, а не на развитие.
В феврале 1991 года Владислав Шулькевич принял сан и уже 16 лет настоятель Троицкого храма в Горельце. Они прожили там с матушкой 15 лет, но сейчас живут в Москве, три раза в месяц о. Владислав приезжает служить в Горелец. А о. Андрея перевели в Нерехту. Чуть позже о. Андрей стал здесь директором Ковалевского детского дома, о котором мы не раз писали. «Лично я никого и никогда не благословлю повторить что-либо подобное, - говорит он. - Построить сельскую христианскую общину современным людям, ориентированным на технологии и потребление, невозможно».
«Наш опыт построения православной общины я бы назвал отрицательным, - согласен о. Владислав Шулькевич. - Однако он принес некоторые неожиданные плоды». В Горельце по-прежнему работает созданная москвичами школа. Там сейчас живут три семьи, которые приехали в разное время уже после «эксперимента». Они реставрируют храм, сами воспитывают и учат 13 своих детей. Каждое лето и зиму в Горельце проводится детский лагерь, а в августе - Горелецкая естественнонаучная школа. За несколько лет в целях восстановления лесного покрова зоны Южной тайги, где расположен и Горелец, ребятами было посажено полторы тысячи дубов. Пять лет в соседней деревне Савино горельчане проводят межрайонные соревнования по лыжам. После этих мероприятий савинские дети стали приходить в Троицкий храм на большие православные праздники.
http://atua.livejournal.com/108082.html