Современная карта с Николаевщиной
|
Первое найденное в Интернете упоминание - из дневника
Самуила Ивановича Маскевича.
"(1617) Пан Троцкий, с великою пышностью угостив королевича [Владислава]
и весь двор, подарил его высочеству две самые большие пушки. В третий день королевич выехал из Несвижа;
мы проводили его за город, а князь [Альбрехт Радзивилл]
до Николаевщизны, где угощал целую ночь".
Это, конечно, из очень древней истории, еще из времен смуты.
Где тогда жили Тумиловичи, Мицкевичи и Сенкевичи, неизвестно.
Первый имеющийся у меня документ, в котором они записаны, датируется 1795 годом (Ревизская сказка
хлебопашцев Минской губернии Несвижского уезда местечка Миколаевщизны,
принадлежащего князю Доминику Геронимову сыну Радивилу).
Надо отметить, что это - первая Ревизия после вхождения Беларуси в состав
Российской Империи в результате второго раздела Речи Посполитой.
Позже, в 1816 году (Ревизская сказка, НИАБ Ф.333 Оп.9 Д.102 Л.639), имением владел
князь Антоний Альбрехт Радзивилл, а после его смерти
в 1835 году то ли сыновья Вильгельм и Богуслав Антоновы Радзивиллы (так в выписке, полученной мною из
НИАБ), то ли это был один сын Людвиг-Фридрих-Вильгельм-Богуслав. В любом случае, личности не очень
выдающиеся, и ссылок о них (о нем) в Интернете я не нашел.
|
Если предыдущее касалось владельцев имения, то следующая запись имеет непосредственное отношение к его жителям.
О переходе жителей села Николаевщи(з)на в православие
Вот как про то говорит документ, датированный последним днем июля 1866 г. и направленный архиепископу
менскому и бобруйскому, наивысшему местному православному иерарху Михалу Голубовичу (к слову,
прежнему униату, т.е. иначе - греко-католику).
Его высокопреосвященству высокопреосвященнейшему Михаилу, архиепископу минскому и бобруйскому и
разных орденов кавалеру Станьковского благочинного
РАПОРТ
Жители местечка Минского уезда Николаевщины крестьяне-собственники в числе 279 душ мужеского пола и
279 душ женского пола и крестьяне казенные в числе 66 мужеского и 67 женского, а всего в числе 691 душ,
с 15 по 28 текущего июля присоединились к православной церкви и в выданных подписках на непоколебимое
пребывание в православии просят, чтобы костел их со всеми годными для православной церкви и вещами и иконами
был обращен в православную церковь, и при оной открыто было народное училище.
Местечко Николаевщизна находится на границе Минского уезда с Игуменским и Слуцким среди населения
католического, от м. Новосвержна отстоит в 8 верстах. Костел в нем деревянный, крепкий, построенный
престолом на восток, снаружи благолепный, о двух куполах, годный к переделке на православную церковь.
Почтительнейше донося о сем вашему высокопреосвященству, честь имею покорнейше просить милостивейшего
архипастыря сделать распоряжение: 1) о самоскорейшем обращении Николаевщинского костела в православную церковь
и надлежащем внутреннем устройстве оной, 2) чтобы в м. Николаевщине, где присоединилось к православию 691 душа
и не осталось ни одного католика, открыт был православный приход и назначен был священник с надлежащим
обеспечением, 3) чтобы ксендзовский дом с хозяйственными службами и костельною землею отдан был
в ведение приходского священника, о присылке которого усильно просят новоприсоединенные прихожане,
и 4) чтобы в м. Николаевщине открыто было народное училище.
Благочинный священник Петр Трусковский.
№ 429 Июля 30 дня 1866 года.
Резолюция епископа была положительной.
Увы, но здание упомянутого в Рапорте костела Св.Яна Крестителя, построенного еще в 1652 году и планируемого "к
переделке на православную церковь" было разрушено в тот же, 1866-й, год.
Проект на строительство новой деревянной церкви был готов в 1872-м, построена она в 1876-м.
Да и от нее осталась лишь фотография - в период всеобщей "борьбы с церковной ересью", в 1960-х годах, она
была снесена.
В 1652 году великий маршал ВКЛ Александр Людвиг Радзивилл основал в Миколаевщине костел Яна Крестителя.
Инвентарь 1653 года указывает его структуру с алтарями и скульптурами.
В 1830 году про костел "склонился от старости". В 1867 году католический приход отменен, а сельчане
переведены в Православие. Церковь, построенная казной в 1876 года, увенчивалась 5 куполами. Двухярусный
иконостас был покрашен в голубой цвет, с позолоченными карнизами и рамами. На колокольне 3 колокола массой
8, 7 и пуд. Церковь разобрана властями в начале 1960-х.
|
Фотография разобранной Церкви
|
В этом храме в 1883 году был крещен Иосиф Игнатьевич Тумилович, а за год до этого,
в 1882, великий белорусский писатель Константин Михайлович Мицкевич
(Якуб Колас).
Ровесником "наших" Тумиловича и Мицкевича был и Александр (Алесь) Антонович Сенкевич:
государственный и партийный деятель Беларуси, ученый, писатель, публицист. Родился 20 января 1884 года в селе Николаевщина.
В Беларуси работал наркомом здравоохранения, ректором Коммунистического университета, заведующим отделом ЦК КПБ.
Арестован 10.01.1938, приговорен к высшей мере наказания, расстрелян 29.06.1938. Раебилитирован в 1956 году.
Его именем названа улица в Николаевщине.
Алесь Сенкевич, учитель Николаевщинской школы и член РСДРП, был инициатором съезда, состоявшегося 9 июля 1906 года
в деревне Николаевщина. В работе съезда принял участие и Кастусь Мицкевич (Якуб Колас). Документы съезда попали
в руки полиции, в результате чего три его участника, в том числе Якуб Колас, были осуждены на трехлетнее заточение
в крепости. Алесь Сенкевич бежал от ареста в Америку.
Не удивительно поэтому, что Александр Сенкевич стал прототипом Алеся Садовича в романе Якуба Коласа «На росстанях»
и Баса-Гренки в пьесе Якуба Коласа «Забастовщики», а также доктора Сташинского в романе А.Фадеева «Разгром».
В 1921 году в результате подписания Рижского мирного договора
часть Западной Белоруссии (в т.ч., и Николаевщина) отошли к Польше. Новая граница в некоторых местах
проходила по Нёману, на правом берегу которого стоит Николаевщина. И стали рваться родственные связи:
братья и сестры, отцы и дети оказались по разные стороны границы.
17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, на территорию Западной Белоруссии были введены
советские войска. Установленная граница в целом прошла по "линии Керзона".
В Великую отечественную вся Беларусь оказалась оккупированной.
Интересный факт
Столбцы и прилегающие леса являются местом действия романа-бестселлера Владимира Богомолова "Момент Истины"
("В августе 44-го").
41 житель села Николаевщина погиб или пропал без вести во время Великой Отечественной
войны. Из них - 9 Мицкевичей и 1 Сенкевич.
Тумиловичи, насколько я успел узнать, уехали из села еще до Революции.
Не была исключением Николаевщина и в годы репрессий - и Мицкевичи, и Сенкевичи, и
Тумиловичи арестовывались и осуждались.
Сейчас бывшее село Николаевщина называется деревней. Но - достаточно известной благодаря музею Якоба Коласа
и зоне отдыха республиканского значения.
Пункт 2 Постановления СМ Белорусской ССР от 15.01.1980 "О проекте планировки зоны отдыха Столбцы":
Госстрою БССР обеспечить разработку в 1980-1981 годах проекта детальной планировки участка республиканской
зоны отдыха Столбцы в районе г.Столбцы и дер.Николаевщины.
Места, действительно, красивейшие.
И новый Храм в деревне построен.
Сейчас в Николаевщине 420 домов. Жизнь непростая, но помнят николаевцы свою историю и гордятся своей малой Родиной.
Обязательно почитайте небольшое эссе Дмитрия Демидовича, написанное с большой любовью к селу и односельчанам.
|