Минская губерния. Минский уезд. Сверженская волость


село НИКОЛАЕВЩИНА
Малая родина Тумиловичей, Мицкевичей и Сенкевичей

Современная карта
с Николаевщиной

Первое найденное в Интернете упоминание - из дневника Самуила Ивановича Маскевича.


"(1617) Пан Троцкий, с великою пышностью угостив королевича [Владислава] и весь двор, подарил его высочеству две самые большие пушки. В третий день королевич выехал из Несвижа; мы проводили его за город, а князь [Альбрехт Радзивилл] до Николаевщизны, где угощал целую ночь".


Это, конечно, из очень древней истории, еще из времен смуты. Где тогда жили Тумиловичи, Мицкевичи и Сенкевичи, неизвестно. Первый имеющийся у меня документ, в котором они записаны, датируется 1795 годом (Ревизская сказка хлебопашцев Минской губернии Несвижского уезда местечка Миколаевщизны, принадлежащего князю Доминику Геронимову сыну Радивилу). Надо отметить, что это - первая Ревизия после вхождения Беларуси в состав Российской Империи в результате второго раздела Речи Посполитой.

Позже, в 1816 году (Ревизская сказка, НИАБ Ф.333 Оп.9 Д.102 Л.639), имением владел князь Антоний Альбрехт Радзивилл, а после его смерти в 1835 году то ли сыновья Вильгельм и Богуслав Антоновы Радзивиллы (так в выписке, полученной мною из НИАБ), то ли это был один сын Людвиг-Фридрих-Вильгельм-Богуслав. В любом случае, личности не очень выдающиеся, и ссылок о них (о нем) в Интернете я не нашел.

Если предыдущее касалось владельцев имения, то следующая запись имеет непосредственное отношение к его жителям.
О переходе жителей села Николаевщи(з)на в православие
Вот как про то говорит документ, датированный последним днем июля 1866 г. и направленный архиепископу менскому и бобруйскому, наивысшему местному православному иерарху Михалу Голубовичу (к слову, прежнему униату, т.е. иначе - греко-католику).


Его высокопреосвященству высокопреосвященнейшему Михаилу, архиепископу минскому и бобруйскому и разных орденов кавалеру Станьковского благочинного
РАПОРТ
Жители местечка Минского уезда Николаевщины крестьяне-собственники в числе 279 душ мужеского пола и 279 душ женского пола и крестьяне казенные в числе 66 мужеского и 67 женского, а всего в числе 691 душ, с 15 по 28 текущего июля присоединились к православной церкви и в выданных подписках на непоколебимое пребывание в православии просят, чтобы костел их со всеми годными для православной церкви и вещами и иконами был обращен в православную церковь, и при оной открыто было народное училище.
Местечко Николаевщизна находится на границе Минского уезда с Игуменским и Слуцким среди населения католического, от м. Новосвержна отстоит в 8 верстах. Костел в нем деревянный, крепкий, построенный престолом на восток, снаружи благолепный, о двух куполах, годный к переделке на православную церковь.
Почтительнейше донося о сем вашему высокопреосвященству, честь имею покорнейше просить милостивейшего архипастыря сделать распоряжение: 1) о самоскорейшем обращении Николаевщинского костела в православную церковь и надлежащем внутреннем устройстве оной, 2) чтобы в м. Николаевщине, где присоединилось к православию 691 душа и не осталось ни одного католика, открыт был православный приход и назначен был священник с надлежащим обеспечением, 3) чтобы ксендзовский дом с хозяйственными службами и костельною землею отдан был в ведение приходского священника, о присылке которого усильно просят новоприсоединенные прихожане, и 4) чтобы в м. Николаевщине открыто было народное училище.
Благочинный священник Петр Трусковский.
№ 429 Июля 30 дня 1866 года.
Резолюция епископа была положительной.


Увы, но здание упомянутого в Рапорте костела Св.Яна Крестителя, построенного еще в 1652 году и планируемого "к переделке на православную церковь" было разрушено в тот же, 1866-й, год.
Проект на строительство новой деревянной церкви был готов в 1872-м, построена она в 1876-м.
Да и от нее осталась лишь фотография - в период всеобщей "борьбы с церковной ересью", в 1960-х годах, она была снесена.


В 1652 году великий маршал ВКЛ Александр Людвиг Радзивилл основал в Миколаевщине костел Яна Крестителя. Инвентарь 1653 года указывает его структуру с алтарями и скульптурами. В 1830 году про костел "склонился от старости". В 1867 году католический приход отменен, а сельчане переведены в Православие. Церковь, построенная казной в 1876 года, увенчивалась 5 куполами. Двухярусный иконостас был покрашен в голубой цвет, с позолоченными карнизами и рамами. На колокольне 3 колокола массой 8, 7 и пуд. Церковь разобрана властями в начале 1960-х.


Фотография разобранной Церкви

В этом храме в 1883 году был крещен Иосиф Игнатьевич Тумилович, а за год до этого, в 1882, великий белорусский писатель Константин Михайлович Мицкевич (Якуб Колас).

Ровесником "наших" Тумиловича и Мицкевича был и Александр (Алесь) Антонович Сенкевич: государственный и партийный деятель Беларуси, ученый, писатель, публицист. Родился 20 января 1884 года в селе Николаевщина. В Беларуси работал наркомом здравоохранения, ректором Коммунистического университета, заведующим отделом ЦК КПБ. Арестован 10.01.1938, приговорен к высшей мере наказания, расстрелян 29.06.1938. Раебилитирован в 1956 году. Его именем названа улица в Николаевщине.

Алесь Сенкевич, учитель Николаевщинской школы и член РСДРП, был инициатором съезда, состоявшегося 9 июля 1906 года в деревне Николаевщина. В работе съезда принял участие и Кастусь Мицкевич (Якуб Колас). Документы съезда попали в руки полиции, в результате чего три его участника, в том числе Якуб Колас, были осуждены на трехлетнее заточение в крепости. Алесь Сенкевич бежал от ареста в Америку.
Не удивительно поэтому, что Александр Сенкевич стал прототипом Алеся Садовича в романе Якуба Коласа «На росстанях» и Баса-Гренки в пьесе Якуба Коласа «Забастовщики», а также доктора Сташинского в романе А.Фадеева «Разгром».


В 1921 году в результате подписания Рижского мирного договора часть Западной Белоруссии (в т.ч., и Николаевщина) отошли к Польше. Новая граница в некоторых местах проходила по Нёману, на правом берегу которого стоит Николаевщина. И стали рваться родственные связи: братья и сестры, отцы и дети оказались по разные стороны границы.
17 сентября 1939 года, с началом Второй мировой войны, на территорию Западной Белоруссии были введены советские войска. Установленная граница в целом прошла по "линии Керзона".
В Великую отечественную вся Беларусь оказалась оккупированной.

Интересный факт
Столбцы и прилегающие леса являются местом действия романа-бестселлера Владимира Богомолова "Момент Истины" ("В августе 44-го").

41 житель села Николаевщина погиб или пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Из них - 9 Мицкевичей и 1 Сенкевич. Тумиловичи, насколько я успел узнать, уехали из села еще до Революции.

Не была исключением Николаевщина и в годы репрессий - и Мицкевичи, и Сенкевичи, и Тумиловичи арестовывались и осуждались.

Сейчас бывшее село Николаевщина называется деревней. Но - достаточно известной благодаря музею Якоба Коласа и зоне отдыха республиканского значения.

Пункт 2 Постановления СМ Белорусской ССР от 15.01.1980 "О проекте планировки зоны отдыха Столбцы":
Госстрою БССР обеспечить разработку в 1980-1981 годах проекта детальной планировки участка республиканской зоны отдыха Столбцы в районе г.Столбцы и дер.Николаевщины.


Места, действительно, красивейшие.
И новый Храм в деревне построен.

Сейчас в Николаевщине 420 домов. Жизнь непростая, но помнят николаевцы свою историю и гордятся своей малой Родиной. Обязательно почитайте небольшое эссе Дмитрия Демидовича, написанное с большой любовью к селу и односельчанам.


Неман

Окрестности Николаевщины

Церковь Святого Николая

Источники:
Восточная Литература - библиотека текстов Средневековья
НИАБ - Национальный исторический архив Беларуси
Часоnic "НАША ВЕРА" :: 3/2002 :: ЗЯМЛЯ ВОЛАТАЎ
Radzima.org. Церковь в Миколаевщине
О проекте планировки зоны отдыха Республиканского значения Столбцы
ОБД (обобщенный банк данных) Мемориал
Википедия - свободная энциклопедия. Столбцы
Моряков Леонид Владимирович
SB.BY - Этот день в истории