Рязанская губерния

Ухолово и окрестности
О миграции

СЕЛО ЖУРАВИНКА

Много наших родственников по ветвям Калининых, Колесниковых и Лапиных имеют отношение к этому селу Ряжского уезда.

О миграции Калининых, Колесниковых и Лапиных

Калинины
- У Афанасия Аникеева жена Алена Симеонова дочь, взята замуж той же округи села Журавинки крестьянская дочь
- Афимья Аникеева дочь, выдана в замужество той же округи в село Журавинку за крестьянина
Колесниковы
- Дарья Фадеева дочь, отдана в замужество Ряжского уезду в село Журавинку
- Дарья Павлова дочь, выдана в замужество оной же округи в село Журавинку
- Анисья Павлова дочь, выдана в замужество оной же округи в село Журавинку
- У Егора Павлова жена Прасковья Меркулова дочь, взята той же округи села Журавинки крестьянская дочь
Лапины
- Филимон Павлов переведен госпожой моей с женой и со всем семейством оной же округи в село Журавинку
- У Ефима Павлова жена Прасковья Степанова дочь, взята того же уезду из села Журавинки
- Артемий Павлов переведен госпожой моей с женой (Анфисой Минаевой) и со всем семейством оной же округи в село Журавинку
- Катерина Тимофеева дочь выдана в замужество оной же округи в село Журавинку за крестьянина
- Аксинья Тимофеева дочь выдана в замужество оной же округи в село Журавинку за крестьянина

ВОТ БЫ УЗНАТЬ ИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ФАМИЛИИ !

О Журавинке и Шлыковых:

От Валентины Богдановой (Шлыковой)

Мои предки Шлыковы из Журавинки, были крепостными Аксаковых. Село Журавинка состояло из нескольких деревень, принадлежащих разным помещикам. Аксаковым принадлежала д. Аксакова или Аксаковка по-журавински. Потом деревня называлась Малая Журавинка, сейчас вся местность называется село Журавинка. Как и когда появилась д. Аксакова не знаю.
Некоторые Аксаковские фамилии - Шлыковы,Чибизовы, Черкасовы, Ивановы, Белышевы, Зотовы, Тарасовы.

Среди родственников моих родственников также имеются Шлыковы (Погореловские), но пересечений с Валентиной мы пока не нашли.

Деревня Аксакова (или Малая Журавинка) входила в приход Никольской церкви села Журавинка. Принадлежала тульским дворянам Аксаковым.
По 6-й ревизии 1811 г. за гв. капитаном Николаем Ивановичем Аксаковым в с.Журавинке 77 душ и в с. Погореловке 59 душ мужского пола.
По 8-й ревизии 1834 г. Аксакову в Журавинке принадлежало 91 душ мужского пола и 98 женского. Жили все эти 189 человек в 14 дворах.
Одно из семейств - Шлыковы. Состояло оно, можно сказать, из шести семей - 3 взрослых сына с женами и детьми одного брата и 3 сына со своими семьями другого брата. Всего 13 мужчин и 12 женщин, т.е. 25 человек в возрасте от 58-ми до 2-х лет живут в одном доме, практически в одной комнате. А дома были маленькими и на комнаты не делились. В деревне все жили практически также. Через несколько лет семейства все-таки разделились.
И по 10-й ревизии 1858 г. дер. Аксакова состоит уже из 27-ми дворов (в 3-х из них живут Шлыковы). Жителей же стало не намного больше - 103 мужского пола и 108 женского. Деревней владел Петр Николаевич Аксаков, губернский секретарь (Тульской губ.), сын Николая Ивановича. По переписи 1887 г. в деревне 52 домохозяйства с 317-ю жителями. 165 мужчин, из которых 85 чел. в возрасте от 18-ти до 60 лет, т.е. трудоспособные, и 11 подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Женщин - 152, из них в возрасте от 16-ти до 55 лет - 80 человек. 35 мужчин грамотных, один мальчик на тот момент учился. Отхожими промыслами занимались 25 мужчин. Местными и прочими - 12 чел. Безземельной была 1 семья, видимо из бывших дворовых, остальные все имели землю. 30 семей арендовали землю помимо своего надела. Сеяли, в основном, рожь и овес. Избы были деревянные, топились по-черному. На тот момент (это 1887 г.) 6 дворов было с кирпичными домами и даже 5 из них топились по-белому. Все дома были крыты соломой. В деревне ни у кого не было пчел, и не росло во всей деревне ни одного плодового дерева. Зато была винная лавка.

Государственный академический Рязанский русский народный хор
Возможно, что кто-то из участников хора - наш родственник.

Государственный Рязанский русский народный хор был создан в 1946 году на основе фольклорного ансамбля села Большая Журавинка Ряжского района Рязанской области.
Основательницей и первым руководителем хора была Ирина Ивановна Косилкина, уроженка села Большая Журавинка.
В 1950 году хор возглавил выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского Евгений Григорьевич Попов. Под его руководством хор достиг высокого уровня исполнительского мастерства и профессионализма.
За большие творческие достижения хор удостоен звания лауреата Всесоюзных фестивалей, дипломантов Всероссийских смотров профессиональных русских народных хоров. В разные годы с хором сотрудничали композиторы А. Абрамский, А.Новиков, А. Аверкин, Е.Кузнецов, Ф. Маслов, В Калистратов, и другие; балетмейстеры М. Кругликов, Б.Коссовой.
С 1989 года хором руководит выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных заслуженный деятель искусств России Александр Александрович Козырев. Бережно сохраняя самобытную манеру пения Рязанского хора, его золотой фонд, он пополняет репертуар новыми обработками русских народных песен, записанных в рязанском крае.
В июле 1996 года за выдающиеся творческие достижения и высокий уровень исполнительского мастерства Государственному Рязанскому русскому народному хору присвоено звание "академический".
18 сентября 2007

Источник: Государственный академический Рязанский русский народный хор - Рязанская область - Культура регионов России
Фото с сайта: http://www.ryazanchoir.ru/photos/hor.jpg

Юрий Иванович Веденин о селе Журавинке и журавинцах

"Журавинские корни"
Заметки о книге Юрия Веденина

Долгожданная книга о Рязанском Государственном академическом русском народном хоре "Журавинские корни" наконец-то вышла из печати ("Узорочье", Рязань, 2001).

В названии книги заключено главное содержание ее: откуда есмь пошел Рязанский хор. Я видел, как засветились тихой радостью глаза у автора книги Юрия Ивановича Веденина, известного рязанского писателя-прозаика. Его руками создан еще один литературный памятник малой Родине - селу Большая Журавинка Ряжского района.
До этого из-под пера Ю.Веденина появились на свет два крупных произведения: "Журавинка моя, Журавинка" ("Московский рабочий", 1988), "Журавинке - 400 лет" ("Авангард", 1995).
К сожалению, в последние годы Журавинка стала неперспективным селом, откровенно говоря, - вымирающим. И кажется мне, что это о нашем селе писал С.Есенин:

Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

Катастрофически быстро переселяется в мир иной старшее поколение журавинцев, унося с собой рассказы о славном прошлом села. Ю.Веденин - последний из могикан-интеллигентов. Пятого июля 2002 года ему исполняется 70 лет. Я ему желаю доброго здоровья и долгих лет жизни, потому что некому, кроме него, написать историю исчезающего с лица земли места обитания его предков, носителей уникальной крестьянской культуры. Зная характер Веденина, могу с уверенностью сказать: пока ему позволяет здоровье, пока рука держит перо, он будет прославлять милую его сердцу "Жур. Республику" (так между собой в шутку журавинцы называют свое село). Юрием Ивановичем уже подготовлена к печати книга о журавинских кружевницах, о знаменитой Диане Алексеевне Смирновой, начавшей свою творческую деятельность в кружевной артели села; собраны воедино материалы о выдающемся русском советском писателе, уроженце наших мест И.И. Макарове.

***

Уместен вопрос: как воспримут книгу "Журавинские корни" жители других сел и городов Рязанщины? Заинтересует ли она их? Может быть, по отношению к Ю.Веденину справедлива пословица: "Каждый кулик свое болото хвалит" ? Но... болото болоту - рознь. "Свое название село получило от болота, расположенного неподалеку", - поясняет автор. Журавина, журавинка, по Далю, означает - кустик или ягода клюквы. Журавинник - место, поросшее клюквой. Клюква - питание для журавлей.
До сих пор осенью над лугами в районе Ржавца (небольшой водоем, видимо, оставшийся от древнего торфяного болота), формируются в общий клин разрозненные стаи журавлей из разных мест. Покружат, жалобно повсхлипывают они над родной сторонушкой и полетят острием клина точно на юг. Журавли не забывают родину своих предков!
Тот, кто дорожит историей России, кто любит русскую народную песню и хорошее пение, кто желает знать их зарождение, каким образом отразились на них и "взаимопроникновение культур между народами", и влияние церковного хорового пения, пришедшего на Русь из Византии вместе с христианством, прочтет эту книгу с большой пользой для себя.
"Русская народная песня, - подчеркивает Ю.Веденин, - это не только часть великой крестьянской культуры, на просторной земле взращенной и с почвой сросшейся, это еще и способ нашего соборного общения".
Далее автор как бы "сузил" тему. На конкретном историческом материале, с учетом географического положения, начиная с конца XVI века, он показал, как создавалась духовная основа "особого народно-песенного пласта Рязанщины, не имеющего нигде параллели". Может быть, поэтому Рязанская земля испокон веку славится музыкальными талантами. Список талантливых людей, приведенный в книге, велик, "И все-таки Рязанский Государственный русский народный хор - особенная ценность земли рязанской..." Это, воистину, корневой, исторический музыкальный символ родной стороны, - пишет Ю.Веденин. - Наш... рязанский хор родился и расцвел на своей ниве и, держась корнями за родную землю, питаясь ее соками, создает музыкальные шедевры, гранит алмазы старинных народных песен, сочиняет новые..."
Рязанский хор не спутаешь ни с каким другим. У него "в интонационном строе... преобладает жизнеутверждающий характер звучания, светлое, лирическое начало - даже в грустных мотивах... Хор отличается звонкоголосием с сохранившимися в местном диалекте "акающим-якающим" говорком, тембром грудного оттенка, периодическими появляющимися выдержанными звуками, украшениями в виде коротких или протяжных подголосков-возгласов, что и придает звучанию своеобразие и нарядность. И это не наработано на репетициях, а унаследовано".
Впервые хор выступил на сцене родного села 7 ноября 1932 года... Писать обо всем этом в небольшой статье непросто. В книге все логично увязано, сцеплено, не знаешь, с какого края подступить к кружевам повествования. Читателю самому предстоит окунуться в атмосферу тех лет.
"...Журавинка всегда хорошо и работала, и пела - до войны и до революции, и в военные годы, - пишет Веденин, - не знаю, по три ли с половиной часа или по четыре...". "Потому и болели меньше. Все плохое как бы с песней выдыхали". Ни нужды, ни лишения не могли заглушить в журавинцах тягу к прекрасному. "Бывало, - рассказывала мне солистка колхозного хора, - накормишь детишек, чем Бог послал, поплачешь о погибшем на войне милёнке, вытрешь слезы, соберешь ноздри в кучку и айда на спевку в старую школу".
В Журавинке пели и запрещенные песни, и убийственные по своему смыслу частушки. Приведу только две, услышанные мной в детстве:

Когда Ленин умирал,
Сталину приказывал:
"Хлеба много не давай,
Сала не показывай!"
-
Дорогой товарищ Сталин,
Без порток ты нас оставил!

Пели потихоньку, с оглядкой. Об этом Ю.Веденин не упомянул. Но такое было. Из песни слов не выкинешь!

***

Ю.Веденин постарался сделать все, от него зависящее, чтобы в памяти людей остались имена талантливых артистов первого состава хора. Он "наперекор всем замалчиваниям" высветил доброе "имя первого художественного руководителя, создателя и организатора рязанского хора русской народной песни Косилкиной Арины, по отцу Ивановны". Рязанский хор возник на базе Журавинского, благодаря усилиям этой женщины. Может быть, нешибко грамотной, но с божьей искрой и одержимостью по части пения.
На примере трудной жизни и трагической судьбы Косилкиной видно, что есть такое: добро и зло, совесть и бесчестие, правда и кривда, любовь и ненависть - многое пришлось испытать этой талантливой женщине на своем творческом пути, оставаясь по-детски наивной и доверчивой.
За 14 лет Косилкина выпестовала высокопрофессиональный хор, несмотря на мытарства, какие испытывали хористы до тех пор, пока не переехали в Рязань. Выступая в различных городах страны, они вынуждены были всякий раз возвращаться в Журавинку. На своем опыте я убедился: в России легче преодолеть тысячи километров на поезде, чем последние 15 километров от ст. Ряжск до села. Косилкина передала свое детище Е.Г. Попову в 1950 году в таком состоянии, что только знай работай, да не трусь, шлифуй мастерство артистов. Учи их тому, что сам познал в консерватории, памятуя заповедь: "Не навреди народному пению!".
Е.Попов не порвал "крепкие корни, которыми связан хор с традициями и почвой местной жизни". Он не только сохранил ядро хора, но и пополнил его в 1951 году, набрав хористов в самой Журавинке. В течение 38 лет под его руководством хор стал известен всей стране, покорил красотой исполнения русских песен зрителей и слушателей за рубежом. И если бы Евгений Григорьевич Попов написал музыку только к одному стихотворению С.Есенина "Под окошком месяц" и ничем другим не прославился, он оставил бы заметный след в музыкальном искусстве. Песня стала народной. То есть, безымянной. Это высшая награда для композитора. Рязанский хор с недавних пор носит имя Попова.
Сегодня хором руководит Александр Александрович Козырев, который "творческую работу хора... строит на возрождении национальных традиций..., к композиторству не стремится, полагая, что коллектив должен быть не хором авторской песни, а хранителем и пропагандистом исконно народной, нашей, русской, рязанской..."
Значит, у хора будущее светло и прекрасно!

Владислав Шибков

Источник: Газета "Рязанские ведомости". RV - #1277, 11

Узоры ее судьбы

В настоящее чествование знатной рязанской кружевницы - Дианы Алексеевны Смирновой вылилось представление книги Ю.Веденина "Сложный нити узор", рассказывающей о жизни народной художницы.

О лауреате Государственной премии России Диане Смирновой написаны десятки статей и заметок. Но этот рассказ особый. Не случайно Юрий Веденин назвал его лирико-публицистическим очерком. Автор сам родом из села Журавинка Ряжского района, куда в 1950 году после окончания Московского художественно-промышленного училища приехала работать в кружевную артель им.Первого мая Диана Алексеевна.
- Там мы впервые и познакомились, - говорит Юрий Иванович Веденин. - Обычно вечером собирались в чьей-нибудь избе посумерничать. На посиделки приходила Диана, рассказывала о Вологде, откуда она родом, о Москве, разных способах плетения кружев, тайнах орнамента. Мы, сельские ребята, не отличались широким кругозором, и рассказы Дианы были для нас настоящим университетом культуры. Время было интересное. Недавно кончилась война, и всем хотелось учиться, вырваться в большой мир, за деревенскую околицу.
Линии судьбы автора и Дианы Смирновой шли, можно сказать, параллельно, и это определило сюжет повествования, особую интонацию очерка. Она теплая, лирическая, в ней много "от себя". Оба приехали из Журавинки в Рязань, а потом оказались в Михайлове, где Диана Алексеевна изучала цветное кружево, а Юрий Иванович занимался электрификацией района. Символично и то, что еще в Журавинке первый эскиз кружевного панно, который автор очерка увидел у мастерицы, назывался "Электрификация всей страны". Энергетика стала главным делом жизни Юрия Ивановича, а дружба с Дианой Алексеевной привила любовь к искусству кружевоплетения.
Как о личной боли, пишет автор о том, что древний народный промысел в Журавинке угас: "Коклюшечный перезвон в селе окончательно смолк, никто даже для себя не плетет ниточное узорочье, хотя многие еще хранят и коклюшки, и сколки, и катки даже. А у Тамары Кругловой, говорят, сорок видов различных кружевных изделий и образцов хранятся в заветном сундучке".
Если бы хранились... Года два назад я побывал в Журавинке и узнал, что доверчивые бабушки, бывшие работницы кружевной артели имени Первого мая, стали жертвой обмана. Заезжие "московские искусствоведы" попросили на время бесценные образцы кружев и были таковы. Если и остались в заветных сундучках какие-либо изделия, то считанные единицы.
Теперь дело возрождения кружевоплетения упирается в экономику. Еще не удалось заинтересовать предпринимателей, чей бизнес оживил бы промысел, влил бы в народное искусство свежую энергию. "Ныне - рынок, и рынок дикий, где бал правят спрос и предложение во главе с генералом - рублем, а чаще уж не рублем, а долларом, - размышляет автор. - Производство же народного творчества, художественных промыслов требует огромных капитальных вложений, производственных затрат. При утраченных навыках, что ныне характерно для Журавинки, нужны еще деньги (и немалые) на возрождение этих навыков, на обучение молодых, на доведение умения до уровня мастериц".
В книге Веденина собран интересный этнографический материал - сведения об истории прядения и ткачества, других кустарных промыслов на рязанской земле, много любопытных историй из жизни села Журавинка. Автор заглянул в летописи, поработал в архивах, побеседовал с людьми. Но очерк не стал вместилищем сухих фактов, ему не свойствен тяжеловесный академизм. Напротив, книга необычайно увлекательна. Лирические отступления изящно вплетаются в ткань повествования, образуя своеобразный узор - такой же тонкий и изысканный, как само журавинское кружево.
Книжечка небольшая - всего сто страниц, но на них нашлось место и размышлениям о прошлом и настоящем русского села, его быте и культуре, всегда отличных от сумбурного уклада городской жизни.
Неискушенный читатель найдет интересные подробности о загадках и тайнах кружев, которые несут отпечатки криптограмм древних русичей. "Орнамент, - просвещала она нас (Д.А. Смирнова. - авт.), - это текст со словами и даже фразами. Вот, скажем, полотенце. Вы берете его и идете утром умываться. А вышитые на нем и сплетенные узоры желают вам доброго утра и успехов в течение дня..."
Кто знает, может, благодаря народным узорам жизнь Дианы Алексеевны Смирновой и стала такой красивой, осуществившей ту миссию, которая была предназначена ей судьбой и провидением.
Книга Юрия Веденина рассказывает не только о неповторимой художнице. Она - о человеке уходящего поколения, видевшего смысл жизни в служении любимому делу. Эти люди умели жить, умели работать, знали время делу и потехе и оставили после себя красоту.

Дмитрий Соколов

Источник: Газета "Рязанские ведомости". RV - #1757, 10