Саратовская губерния

село ШАХОВСКОЕ

Здесь Матвей Иванович Иванов был "присоединен к православной Церкви"

Когда и по какой причине Хвалынский мещанин Иван Павлович Иванов перебрался в село Шаховское, неизвестно. Но по семейным воспоминаниям семья прожила там достаточно длительное время. Поэтому здесь - немного об истории села до начала XX века.



Карта


Храм Покрова Богородицы


Метрика - обложка


Метрика - текст


Михаил Андреевич Суслов

Из словаря Брокгауза и Ефрона.
Шаховское (Покровское) — село Саратовской губернии, Хвалынского уезда, в 60 верстах от уездного города, при речке Усклее. Жителей 4500, школа, красильные и овчинные заводы.

Сейчас село Шаховское территориально относится к Павловскому району Ульяновской области. Для привязки к местности: на западе район граничит с Пензенской областью, на юге – с Саратовской.

Храм Покрова Богородицы.
Церковь каменная, съ такою же колокольнею, теплая, построена въ 1878 году, тщанiемъ землевладельцевъ Рябинина и Михайлова, однопрестольная; въ честь Покрова пресвятыя Богородицы.
Приписныя деревни: Андреевка въ 10 в. Благодатка въ 4 в. Штатъ причта: Священникъ и псаломщикъ. Дома общественные. Жалованье священнику 144 р., псаломщику 48 р. Земли 36 д. 1922 кв, саж. Капиталъ причта 4800 р. Количество домовъ въ приходе - 581. Общее количество прихожанъ: м. п. 2168; ж. п. 2168. Число иноверныхъ, инославныхъ, сектантовъ и раскольниковъ: Беглопопов. м. п. 188, ж. п. 231; Спасовцевъ м. п. 340, ж. п. 365; поморцевъ м. п. 3, ж. п. 2; Австр. секты м. п. 3, ж. п. 6. Училища и школы разнаго наименованiя: Две церк.-приходск. школы и одна земская. Капиталъ церкви - . Отъ Саратова въ 190 в., отъ г. Хвалынска въ 63 в. Адресъ: почтовое Павловское отделение.
[Справочная книга Саратовской епархии. Составлена по распоряжению Преосвященнаго Алексия, Епископа Саратовского и Царицынскаго. Саратовъ. Типография Союза Печатнаго Дела. 1912.]

С постройки церкви началось и село Шаховское - ранее Покровское. В 1762 году по прошению князя Шаховского Святейший Синод повелел построить здесь Покровский храм, который сохранился до настоящего времени. До постройки храма насчитывалось сто дворов, но вскоре село прославилось своими талантливыми богомазами, чьи иконы расходились по всей России. Были здесь кузнечные и столярные мастерские, славилось село также мастерами, умеющими ладить сани, телеги и кадушки.


Годы постройки не совпадают, но для Интернета - случай не единичный.


Церковь стоит рядом с домом знаменитого партийного деятеля, Суслова Михаила Андреевича. После 1925 года, как и многие церковные сооружения, использовалась под библиотеку, сельский клуб, овощехранилище. Пытались ломать, сносить бульдозерами. Радует то, что сейчас обратили внимание, и начата реставрация.

Родился Михаил Андреевич 8 (21) ноября 1902 в семье крестьянина-бедняка. Крестился он, вероятнее всего, в этой же Покровской церкви.
Отец Суслова – Андрей Андреевич, также родом из Шаховского, с детства испытал привычные для крестьянского мальчика голод, нужду, упорный труд. В 1904 году он уезжает на заработки в Баку, работает на нефтепромысле. После революционных событий 1905 года попадает под надзор полиции. Человек деятельный и энергичный, Андрей Андреевич часто путешествует по стране, меняя род занятий. В 1913 году он организовал сельский кооператив в Шаховском, в 1916-м, собрав артель плотников, уезжает в Архангельск. Там его застают Февральская и Октябрьская революции. А. А. Суслов избирается в местный Совет рабочих депутатов. В 1919 году, вернувшись на родину, вступает в члены РКП (б), работает в Хвалынском укоме и горсовете.


Все это дает нам одну из версий переезда Ивановых в Туркмению.
Не исключено, что проблемы у Иванова Ивана Павловича и Суслова Андрея Андреевича были схожими. Также надо было зарабатывать деньги и кормить семью. Возможно, Иван Павлович с этими целями и отправился в путешествие по Российской империи, нашел работу в Туркмении, да там и остался.


Михаил Суслов приезжал на свою малую родину четыре раза. Благодаря его стараниям в село Шаховское в 1976 году проложили асфальтированную дорогу. А в начале 70-х годов в одном из домов села был открыт небольшой музей, рассказывающий о молодых годах Михаила Суслова. Там до сих пор находятся некоторые его личные вещи, среди которых письменный стол, книги, а также подарки. Старожилы рассказывают, что когда Суслов приезжал в село, то останавливался у реки Избалык, выходил на берег и обязательно умывался речной водой. К ужасу своего персонального доктора даже пил из пригоршни студеную воду, нахваливая ее как лучшее лекарство (в Павловке с древних времен приписывали целебные свойства этому водоему).
Сегодня село Шаховское - глухомань, куда уже не ездят высокие партработники, а сам музей влачит нищенское существование. Никаких торжеств по поводу юбилея знаменитого земляка не предвидится. Да и у администрации сейчас другая головная боль - свет, газ, зарплата. А нынешнее поколение даже и не знает о своем известном земляке. К примеру, новая секретарша, что работает в администрации села, во время телефонного разговора так и сказала: "Я о нем ничего не знаю!".
Да и в музей мало кто приходит, а если такие и находятся, то явно люди заморского происхождения. Месяц назад [статья написана 21 ноября 2002 года] в селе побывали американцы из посольства, один из сотрудников, профессор университета, долгое время изучал биографию Михаила Суслова, поэтому ему интересно было посмотреть на малую родину главного идеолога великой страны Советов. Увидев нищету, американцы поохали и обещали помочь.

Местная пресса

Из истории села Шаховского
ИСКРА. 13 июля 1968 г. № 82 (3414)

Название села происходит от фамилии богатого помещика Шаховского. Был в селе еще один помещик Корпачев с барыней Корпачихой. Они-то и владели землей и всеми другими местными богатствами, жестоко угнетая народ. Были в Шаховском и другие богатеи: Горшков, Гельцер (владелец мельницы на реке Избалык), Баканов, Бритшев, Козлов и другие. Они жили в роскоши, за счет ограбления крестьян устраивали пышные кутежи. А крестьянам жилось горько, часто они не сводили концы с концами.
Но были в Шаховском люди, которые боролись против царского строя и его опоры на селе - богатеев. На окраине села размещалась мастерская по обучению слесарей и токарей. Здесь действовала группа подпольщиков, боровшихся с царским самодержавием. В нее входили учитель А.А.Добролюбов, учительница Зернова, А.А.Суслов, Н.А.Кузнецов, Ф.С.Козлов, С.Ф.Овечкин и другие. Подпольную литературу получали из Вольска и Саратова, хранили ее в доме Н.А.Кузнецова, куда и собирались тайно по вечерам. Хорошо помнит эти сходки бывший председатель сельсовета М.Ф.Кораблев, ныне пенсионер. Ему доверяли наружную охрану дома во время читок и бесед. Михаил Федорович иногда прислушивался к тайным беседам, в щелку двери до него доносились слова о царе, о боге, о земле с выкупом и без выкупа, о кооперировании крестьян.
Группа действовала и практически. Был сожжен намолоченный хлеб на гумнах помещиков. Два раза сжигали дом попа, поджигали дом помещика Корпачева и мануфактурную лавку торговца Цыпленкова. Эта группа распространяла среди населения революционные листовки.
На след группы напали полицейские ищейки. Один из подпольщиков - Ф.С.Козлов погиб от самосуда, других избивали до потери сознания, а руководителя группы К.Сутягина и учительницу Зернову ночью тайно увезли в город Хвалынск, после чего они бесследно пропали.
Бесчеловечное отношение богатеев к мужикам выводило последних из терпения. В один год разразилась страшная засуха. Погибали хлеба в поле и овощи на огородах. Небольшую речку, протекавшую через село, один купец перепрудил для личных выгод. Почти всем селом ходили мужики к купцу с просьбой дать воды для полива. Но купец и слышать об этом не хотел. Что ему мужицкая нужда? Он должен жить в богатстве, а мужик как хочет. Тогда мужики не вытерпели, они разрушили запруду, и вода потекла в село. Сельчане стали поливать огороды, запасать воду в кадушки, бочки и ведра.
На другой день для расправы с мужиками в село явились казаки. Многих секли плетками, некоторых увезли в Павловку и держали под арестом две недели.
Под руководством Коммунистической партии, выполняя заветы В.И.Ленина, крестьяне села Шаховского весной 1930 года организовали крупный колхоз "Пробуждение". Первым председателем колхоза был Г.К.Канайкин, а первыми активными организаторами колхоза - коммунисты Н.А.Багин, Н.А.Савельев, И.В.Новиков, И.И.Абалев, И.В.Кузнецов, комсомольцы П.Громов, М.Ежов, А.Романов и другие.
С 20 января 1960 года колхоз называется "Путь Ильича". Ныне это экономически крепкое хозяйство. Село хорошеет из года в год. Люди здесь живут культурно и зажиточно. Советская власть принесла народу подлинное счастье.

И.Курыгин, селькор

Источники:
Ульяновская область: Губернатор и Правительство - Павловский район
http://www.photoline.ru/photo/1162436518