Костромская губерния

Хвастилово и окрестности

КОСТРОМСКОЙ АКАЮЩИЙ ОСТРОВ

Здесь я хочу написать, как пытливый ум ученых на основе одного факта, известного даже простым, вроде меня, людям, может построить целостную, вполне законченную и очень интересную теорию.



Нина Семеновна Ганцовская

При очередном поиске в Интернете я нашел автореферат Нины Семеновны Ганцовской "Лексика говоров Костромского акающего острова (проблемы типологии)", из которого выяснилось, что регион нашей малой родины является объектом пристального внимания различных ученых (преимущественно, конечно же, костромских): историков, топографов, лингвистов.
В ближайшее время обязательно закажу диссертацию.

Ганцовская Нина Семеновна - профессор Костромского государственного университета, автор 150-ти трудов, большинство из которых посвящено исследованию местных диалектов.
Нина Семеновна – автор более 200 научных работ. Последняя - совершенно уникальное исследование. Оно посвящено диалектам жителей Солигаличского и Чухломского районов. Здесь не окают, как во всей нашей области, а акают. Несколько десятков лет архивных поисков и экспедиций потребовалось профессору, чтобы найти корни такого явления.
ГТРК Кострома

Переведя научную (диссертационную) терминологию, суть исследований можно свести к следующему.

В междуречье Костромы и Унжи, в частности, на территории северо-западной части Парфеньевского района (Матвеево, Савино, Горелец, Ильинское и др.) находится Костромской акающий остров (КАО), иногда называемый Чухломским по имени его эпицентра. Располагаясь глубоко внутри территории окающих говоров, он представляет собой единственный в России по большой протяжённости и языковым особенностям изолированный массив акающих говоров. Всё ещё достоверно не установлено его происхождение и этническая история, нет и исторических документов и фактов наличия аканья на данной территории ранее, чем в 20–е годы XVII века.

Я тоже мог сравнивать говоры Костромской области, по крайней мере, двух регионов - нашего КАО и деревни Ефино Макарьевского района. В Ефине все настолько выражено окали, что первые два дня я вообще с трудом понимал их речь. А вот Хвастиловский говор практически ничем не отличается от нашего - московского.

На существование акающего острова в пределах окающих говоров Костромской губернии впервые обратили внимание в первой четверти XIX в. Н. Нерехотский, В. Даль, уже к концу века А. А. Соболевский, Ф. И. Покровский и др.
Это, по словам, П. С. Кузнецова «значительный остров средневеликорусских говоров… на территории северновеликорусского наречия – к северо-востоку от Костромы, в районах Чухломы и Солигалича».
Если границы традиционных севернорусских говоров, в том числе и костромских, трудно чётко обрисовать, то границы КАО, за очень небольшим исключением, определить легко.
По данным археологии, этнографии, языкознания Ярославская и Костромская области в их современных границах вместе, но не восточнее р. Унжа, в целом противопоставляются районам к востоку от р. Унжа, а в пределах Костромской области обособляется северо-запад Костромской области (Солигалич, Чухлома, Галич).
КАО, будучи территорией позднего и своеобразного заселения, представляет собой уникальное явление ... и однозначно несопоставимо ... ни с одним типом переселенческих, островных или иной конфигурации говоров.

В этой же диссертационной статье, со ссылкой на Жбанкова, отхожий плотничий промысел локализуется территориально и привязывается к КАО (см. очерк про Савинскую волость).

Как самую заметную черту образа жизни конца XIX – нач. XX вв. чухломичей и солигаличан, представителей центра КАО, можно отметить способ ведения хозяйства в летнее время исключительно женщинами, «северными амазонками», вызванный регулярным отходом мужчин на сезонные работы именно в этот период в Санкт-Петербург. [Жбанков «Бабья сторона» 1891].

Причины отличия в говоре КАО от других регионов Костромской области ученые объясняют так.

Костромское Заволжье, как и все «низовские» земли, в основном было освоено славянами в XI-XIII вв. Историки констатируют: «в XII веке к северу от Костромского Поволжья наблюдается столкновение двух колонизационных потоков, шедших из Новгородской и Ростово-Суздальской земель». В последующий период отмечается особое политическое положение костромской земли, которая традиционно считалась принадлежностью великокняжеской власти. Это в определённой степени объясняет пути проникновения аканья в связи с историческими событиями Смутного времени (начала XVII века) в Костромское Заволжье из Москвы или через посредство Москвы, по проторённому уже веками пути.
Н. Н. Соколов установил границы аканья в Костромской губернии и особенности акающих говоров: «В поисках причин появления этого изолированного аканья я не мог остановиться на каком-либо определённом объяснении. Вернее всего это объяснение надо искать в связи с Москвой <…> Поразительное сходство с переходными говорами именно Московской губернии не оставляет в этом сомнения».
Н. Н. Виноградов построил убедительную гипотезу о времени и причине появления костромского аканья в связи с событиями Смутного времени и воцарением Михаила Романова.
В начале XX века Н. Н. Соколов и Н. Н. Виноградов указывали на московские говоры как на вероятную материковую территорию говоров КАО.

Получается, что за прошедшие с того времени 400 лет крестьяне КАО сумели сохранить свое отличие от «коренного» населения и не ассимилироваться с ним в языковом плане.

К настоящему времени Костромской акающий остров отнюдь не исчез ни под напором окающих говоров (и даже не уменьшил своей территории), ни под напором литературного языка.