Костромская губерния Хвастилово и окрестности |
|
КОСТРОМСКОЙ АКАЮЩИЙ ОСТРОВ | |
Здесь я хочу написать, как пытливый ум ученых на основе одного факта, известного даже простым, вроде меня, людям, может построить целостную, вполне законченную и очень интересную теорию. |
![]() Нина Семеновна Ганцовская |
При очередном поиске в Интернете я нашел автореферат Нины Семеновны Ганцовской
"Лексика говоров Костромского акающего острова (проблемы типологии)", из которого выяснилось, что регион нашей малой родины является объектом
пристального внимания различных ученых (преимущественно, конечно же, костромских): историков, топографов,
лингвистов.
Ганцовская Нина Семеновна - профессор Костромского государственного университета, автор 150-ти трудов, большинство из которых посвящено исследованию местных диалектов. Переведя научную (диссертационную) терминологию, суть исследований можно свести к следующему. |
В междуречье Костромы и Унжи, в частности, на территории северо-западной части Парфеньевского района (Матвеево, Савино, Горелец, Ильинское и др.) находится Костромской акающий остров (КАО), иногда называемый Чухломским по имени его эпицентра. Располагаясь глубоко внутри территории окающих говоров, он представляет собой единственный в России по большой протяжённости и языковым особенностям изолированный массив акающих говоров. Всё ещё достоверно не установлено его происхождение и этническая история, нет и исторических документов и фактов наличия аканья на данной территории ранее, чем в 20–е годы XVII века. Я тоже мог сравнивать говоры Костромской области, по крайней мере, двух регионов - нашего КАО и деревни Ефино Макарьевского района. В Ефине все настолько выражено окали, что первые два дня я вообще с трудом понимал их речь. А вот Хвастиловский говор практически ничем не отличается от нашего - московского.
На существование акающего острова в пределах окающих говоров Костромской губернии впервые обратили внимание в первой четверти XIX в. Н. Нерехотский, В. Даль, уже к концу века А. А. Соболевский, Ф. И. Покровский и др. В этой же диссертационной статье, со ссылкой на Жбанкова, отхожий плотничий промысел локализуется территориально и привязывается к КАО (см. очерк про Савинскую волость). Как самую заметную черту образа жизни конца XIX – нач. XX вв. чухломичей и солигаличан, представителей центра КАО, можно отметить способ ведения хозяйства в летнее время исключительно женщинами, «северными амазонками», вызванный регулярным отходом мужчин на сезонные работы именно в этот период в Санкт-Петербург. [Жбанков «Бабья сторона» 1891]. Причины отличия в говоре КАО от других регионов Костромской области ученые объясняют так.
Костромское Заволжье, как и все «низовские» земли, в основном было освоено славянами в XI-XIII вв. Историки констатируют: «в XII веке к северу от Костромского Поволжья наблюдается столкновение двух колонизационных потоков, шедших из Новгородской и Ростово-Суздальской земель». В последующий период отмечается особое политическое положение костромской земли, которая традиционно считалась принадлежностью великокняжеской власти. Это в определённой степени объясняет пути проникновения аканья в связи с историческими событиями Смутного времени (начала XVII века) в Костромское Заволжье из Москвы или через посредство Москвы, по проторённому уже веками пути. Получается, что за прошедшие с того времени 400 лет крестьяне КАО сумели сохранить свое отличие от «коренного» населения и не ассимилироваться с ним в языковом плане. К настоящему времени Костромской акающий остров отнюдь не исчез ни под напором окающих говоров (и даже не уменьшил своей территории), ни под напором литературного языка. |