"Щ-207" («Касатка») подводная лодка V-бис-2 серии
Заложена 5 января 1934 года под стапельным номером 1031 на заводе № 200 (им. 61 коммунара) в Николаеве,
25 марта 1935 года спущена на воду, 17 ноября 1936 года вступила в строй и 18 декабря 1936 года вошла
в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 года "Щ-207" встретила под командованием старшего лейтенанта (затем капитан-лейтенанта,
капитана 3 ранга) Панова Николая Алексеевича в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ в плановом ремонте
на заводе № 201 в Севастополе.
|

Военком "Щ-207" капитан-лейтенант Павел Антонович Морщихин беседует с членами экипажа подводной лодки. На втором плане крейсер «Красный кавказ», Батуми, 1942 г.
Может быть, на этой фотографии в группе моряков есть и Сергей Михайлович Саунин?
|
В начале августа 1941 года корабль вступил в строй и практически сразу приступил к ведению боевых действий.
В первом боевом походе подводная лодка патрулировала в районе мыса Зейтин-Бурну (позиция № 14), но
противника не встретила. Второе патрулирование проходило в пределах позиции № 23 в районе Бургаса.
Противник снова не был встречен, а сама подводная лодка подвергалась немалому риску, район действий
субмарины был минирован. (В сентябре болгары выставили здесь минное заграждение «S-39»). 29 и 30 октября
за кормой подлодки прогремели взрывы мин. К счастью, на субмарине обошлось без повреждений и потерь.
Третий боевой поход, где "Касатка" должна была действовать в том же районе в пределах позиции № 23,
проходил в условиях сильного шторма; 4 декабря набежавшей волной был смыт за борт и утонул помощник
командира старший лейтенант А.Стрельников. Вскоре "Щ-207" получила повреждения кормовых горизонтальных
рулей и 8 декабря была вынуждена начать возвращение в базу.
Новый 1942 год «Щ-207» встретила в районе мыса Эмине (позиция № 28), где она вела патрулирование уже почти пять суток. Сильный шторм и минная опасность (в виде плавающих мин; 31 декабря подводная лодка имела случай касания минрепа одной из них) заставляли командира субмарины держаться в восточной части отведенного района, противник встречен не был.
Примерно по такому же сценарию прошел и следующий боевой поход у мыса Шаблер (позиция № 35). С 17 февраля
"Щ-207" штормовала в 20-30 милях от берега и встреч с кораблями противника не имела. За время похода на
субмарине имели место выходы из строя различных приборов и механизмов, что говорило о частом использовании
корабля в непростых метеоусловиях.
|
В мае "Щ-207" патрулировала восточнее мыса Эмине (позиция № 36), но, так как подводная лодка держалась в
20-30 милях от берега, противника встретить не удалось.
После проведения в Поти и Батуми текущего ремонта и докования в начале июня – середине июля (что не
позволило подводной лодке принять участие в снабжении Севастополя), "Щ-207" во второй половине июля
патрулировала у Босфора (позиция № 38); здесь было встречено около трех десятков турецких шхун и
пароходов, но противника не было.
Восьмой боевой поход "Касатки" ознаменовался первой торпедной атакой. Вечером 7 сентября в 12 милях
севернее входа в Босфор "Щ-207" с дистанции 12 кбт выпустила две торпеды по эсминцу, охраняющему конвой из
двух танкеров. Обнаружив, что из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей торпеды выпущены
с опозданием, командир подводной лодки произвел еще один залп из четырех торпед. Спустя две минуты на
подводной лодке услышали два взрыва, что явилось основанием для победного рапорта; но торпеды, выпущенные
по эсминцу "Реджина Мария", не попали в цель.
Тем не менее, потопление эсминца командиоу засчитали (его подтвердила флотская разведка), за что
наградили орденом Ленина. Награды получили и многие моряки "Щ-207". В том числе и
Сергей Михайлович Саунин.
Противник контратаковал, безрезультатно сбросив на субмарину 5 глубинных бомб.
13 сентября "Щ-207" снова имела возможность атаковать вражеские эсминцы, но командир
подводной лодки, сославшись на неисправность кормовых горизонтальных рулей, отказался от атаки.
|

Подводные лодки "Щ-207" и "Щ-216"
|
В следующем боевом походе подводная лодка патрулировала район мыс Олинька – Портицкое гирло Дуная
(позиция № 44). Крейсерство проходило в 10-20 милях южнее острова Фидониси, где 26 октября "Щ-207"
с дистанции 18 кбт атаковала румынский большой охотник "Ксантен" из состава эскорта конвоя. К счастью для
цели, охотник вовремя сумел заметить торпедный след и избежать попадания. Через три дня субмарина
обнаружила отряд румынских минных заградителей, возвращавшихся с постановки заграждения "S-44" в районе
острова Фидониси, но командир при внезапном повороте кораблей посчитал подводную лодку обнаруженной и от
атаки отказался. (Вскоре на выставленных минах погибнет "Щ-212").
В десятом боевом походе "Касатки" (31 декабря 1942 – 20 января 1943), когда подводная лодка патрулировала
уже знакомый ей по прошлому походу сектор позиции № 44, она попала в сильный шторм и была снесена в район
Констанцы. В таких условиях объектов для атаки обнаружено не было.
Наличие целей в последнем боевом походе подводной лодки (район Ялта – мыс Чауда, позиция № 75) давало
"Щ-207" шанс отличиться, но счет так и не был открыт. 10 апреля 1943 субмарина дважды не смогла выйти
в атаку на отряды быстроходных десантных барж противника. В этот же день "Щ-207" обнаружила выходившую
на позицию германскую "U-24", но немецкая подводная лодка противника погрузилась до того, как "Касатка"
смогла выйти на боевой курс. Через два дня "Щ-207" упустила конвой из десантных барж и только 16 апреля
выпускает торпеды по немецкому конвою, но и они проходят мимо.
|
Столь неудачные действия подводной лодки дали основания штурману "Щ-207" старшему лейтенанту В.Г.Роженко
обвинить командира в трусости. В ходе судебного разбирательства командир "Касатки" был оправдан,
а штурман списан в морскую пехоту.
21 мая 1943 года "Щ-207" встала на капитальный ремонт, который продлился до конца войны. 12 апреля 1944
года командиром "Щ-207" назначен капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич, ранее командовавший
тихоокеанской "Щ-130". В конце 1944 года подводную лодку отбуксировали в освобожденный Николаев, где
ремонт продолжился. 31 марта 1949 года "Щ-207" наконец-то вступила в строй.
Источники:
Великая Отечественная - под водой
Мирослав Морозов, Константин Калугин. "Щуки". Легенды Советского подводного флота - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008.
|
|