УХОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

Хотя Павел Николаевич и не наш кровный родственник (его женой была Любовь Петровна Готовцева - сестра моего деда Василия Петровича), хочу о нем немного написать. В семье его вспоминали, я с ним тоже встречался.
Однажды мы с бабушкой Анной Павловной ездили к нему, то ли в Москву, то ли в ближайшее Подмосковье. Мне было лет 10-11, и я мало, что помню. Двухэтажный деревянный дом, большой, заросший деревьями участок и очень много картин в доме: на стенах и у стен.
В семейном архиве сохранилась газетная вырезка из Парфеньевского "Красного Знамени". В заголовке – строчка одного из стихотворений Павла Николаевича – "Мы упрямо великое строим".

А в статье – его краткая биография (при чтении надо учесть специфику времени написания).

Павел Николаевич родился в деревне Меледино Савинского сельского Совета в крестьянской семье, с ранних лет познал тяжесть нелегкого крестьянского труда. Не случайно, поэтому тема доколлективизационной деревни занимает большое место в творчестве поэта. В стихах, повествующих о жизни деревни этого периода, поэт рисует картины тяжелого, безрадостного труда, рассказывает о том, как "рожь колосилась высокая" и "силы томило в разгаре труда…"
Революция сыграла решающую роль не только в жизни деревни, но и самого поэта. "У меня, - рассказывает П.Н.Ухов, - появилась страстная тяга к знаниям, к книгам. Стихи я был готов читать беспрерывно часами".
Появилось и желание, переросшее потом в потребность, писать стихи. В этот период Павел Николаевич организует для крестьян избу-читальню и заведует ею. Позднее становится председателем сельского Совета и активным селькором.
С 16 лет проработав всю жизнь столяром и плотником, Павел Николаевич Ухов вместе с этим написал сотни ярких, оригинальных по своему содержанию стихотворений. Его стихи печатаются уже более 45 лет. Живя в Москве, Павел Николаевич Ухов не прерывает связей с земляками – людьми нашего края. Многие его лучшие стихотворения посвящены знакомым с детства местам, где начался творческий путь поэта, неброской красоте нашей природы, величию родной земли и людям, которые трудятся на ней.
Талант П.Н.Ухова многообразен. И, говоря об этом, нельзя не отметить его не только как поэта, но и как художника. Интересно, что живописью он стал заниматься сравнительно недавно. Но тем не менее многие полотна Ухова-художника широко известны. Его картины "Парфеньевский дворик", "Улица Ленина в Парфеньеве", "Рожь" вы можете увидеть в нашей картинной галерее, инициатором которой был он сам.

И такой Музей действительно был создан.
Парфеньевский литературно-художественный музей. Филиaл Костромского государственного объединенного художественного музея
157270, Костромская обл., с. Парфеньево, ул. Ленина, 27
Зав. филиалом - Захарова Hаталья Павловна
Тел.: (49440) 5-18-36
Выходной(ые): воскресение
Основан в 1967 году. Открыт 29 июня 1967 г.
Занимает двухэтажное деревянное здание, 1972 г.
Общая площадь - 457 кв.м; экспозиционная - 385 кв.м; фондовая - 35 кв.м.
Общее количество единиц хранения - 2672, в том числе: живопись - 849; графика - 281; скульптура - 92; декоративно- прикладное искусство - 29; нумизматика - 712; быт и этнография - 284; фотографии - 112; документы - 63; прочее - 250
Музей основан художником и краснодеревщиком П.Н.Уховым, в собрании 240 его работ.

Заповедный сельский музей
Татьяна Аверьянова

Вдалеке от больших городов и большой политики,
в стороне от больших дорог и туристических маршрутов
каждый день открывает свои двери для посетителей
маленький заповедный музей
в старинном русском селе Парфеньеве...

… войди же туда, Путник...
и дыхание вековой истории,
дыхание просторов земли Святой Русской,
земли защитников-героев,
земли созидателей-тружеников,
земли вдохновения поэтов и художников
неистребимой верой разомкнёт стены маленького музея...
и станет эта заповедная Святая Земля твоим дыханием...

***
В старинном русском селе Парфеньеве, как раз на одном из поворотов бывшего торгового тракта из Вятки на Галич, в Петербург, Вологду и Архангельск стоит деревянный двухэтажный дом.

Построенный в последней четверти XIX века этот красивый дом сам по себе является памятником архитектуры. Добротно, на совесть строили его парфеньевские плотники для земского врача и общественного деятеля Алексея Трифоновича Виноградова по его собственному проекту.
В этом доме в 1986 году был открыт Литературно-художественный музей. Экспозиции его были посвящены жизни и творчеству известных писателей, уроженцев Парфеньева, С.В.Максимова и С.Н.Маркова. Туда же в 1999 году переместилась и сельская Картинная галерея, созданная в селе по инициативе и при непосредственном участии местного самодеятельного художника Ухова Павла Николаевича ещё в 1968 году. Именно этот год (1968) и считается датой основания музея.
В настоящее время экспозиции и фонды Парфеньевского литературно-художественного музея объединяют живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматики, быта и этнографии, а также интереснейшие исторические фотографии и документы.
Парфеньевский музей является одним из филиалов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и носит имя писателя Сергея Николаевича Маркова, родившегося, как я уже сказала, в Парфеньеве и по некоторым данным, именно в доме Виноградова (1906-1979).

И вот одно из его стихотворений:

Что же я – в почёте иль в награде?
Я рождён в неведомом посаде,
Где сосна да заячья тропа,
Где деревья в инее томились,
Проруби крещенские дымились,
Где судьба на радости скупа.
Изморозь светилась на кудели.
А глаза совиные блестели
Позолотой сквозь лесную тьму...
Но душа навеки не заснула:
От крещенских льдов захолонула,
Отогрелась в пламенном дыму.
Надо мною пела вьюга:
“Я твоя давнишняя подруга...
Будешь слушать песню не дыша...”
Что сказать метелице-зазнобе?
Алою рябиной на сугробе
Пламенеет русская душа.

Что это?! Тонкая и глубокая пейзажная лирика, как может показаться тем, кто вовсе не знаком с жизнью этого незаурядного человека? А может просто – Человека?! Нет, не просто! Уверена, что имя его прописано в Небесной летописи истории русского народа, как патриота Отечества. Его жизнестойкий дух не сломили ни репрессии, ни аресты ЧК, ни последующая опала. Он не искал, не жаждал для себя никаких постов, но по делам и трудам своим был поистине “державным мужем”. “Хранитель мудрости, следопыт веков и тысячелетий” - так отозвался о С.Н.Маркове писатель-историк и переводчик “Слова о полку Игореве” А.Югов.
В годы Великой Отечественной войны в газете “Комсомольская правда” печатались стихи С.Н.Маркова о русских героях – Кузьме Минине, Иване Сусанине, Багратионе, Суворове и др. В 1946 году вышел его первый поэтический сборник “Радуга-река”.
Прозаические произведения С.Н.Маркова написаны им по результатам собственных исследований материалов об открытиях русских мореплавателей и землепроходцев в Тихом океане. Широко известен у нас и за рубежом роман “Юконский ворон” — об исследователе Аляски, русском морском офицере Лаврентии Загоскине. И однажды, в маленький сельский музей приехали гости из Северной Калифорнии – поклониться русскому писателю, журналисту, путешественнику и учёному.
Это по инициативе С.Н.Маркова стоит теперь памятник Семёну Дежнёву на мысе Дежнёва, восстановлена Триумфальная арка в память победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, а один из островов северной части Тихого океана стал островом Александра Грина.
Но давайте вернёмся с острова в Тихом океане к островку русской духовности - маленькому заповедному музею в доме Алексея Трифоновича Виноградова.
Относительно небольшая экспозиционная площадь музея не мешает увлечённым и преданным делу сохранения русской истории и культуры сотрудникам музея представлять многочисленные и разнообразные по тематике произведения.
В двух залах развёрнуты постоянные экспозиции.
Одна из них посвящена жизни и творчеству уроженца Парфеньева, писателю, исследователю-этнографу, фольклористу, путешественнику Сергею Васильевичу Максимову (1831-1901).
Уже только названия книг из собрания его сочинений говорят о широком представлении земли русской, народного быта и нравов: “Сибирь и каторга”, “Бродячая Русь Христа-ради”, “Год на Севере”, “На Востоке”, “Лесная глушь” и другие. Происхождению и объяснению многих поговорок посвящена книга “Крылатые слова”, несомненно, она представляет особую ценность. Избрание С.В.Максимова в 1890 году Почётным академиком Петербургской Академии наук означало признание его заслуг перед русской литературой.
Биографии С.В.Максимова и С.Н.Маркова схожи самоотверженной, подвижнической деятельностью на благо России. Богатейшее наследие трудов своих оставили они Родине, и ценность их со временем только возрастает. Лишь годы жизни развели этих замечательных людей, определив их в разные эпохи, но не разъединив пламенеющую русскую душу.
Другая постоянная экспозиция представляет историю села в произведениях живописи местных художников - Ухова Павла Николаевича, организатора сельской Картинной галереи и Белорукова Дмитрия Фёдоровича – краеведа костромской земли. Дополняют эту экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства, собранные в Парфеньевском районе. Они украшали быт, жилище, обстановку, одежду. Все они сделаны из местного природного материала. Такое гармоничное соседство живописи с предметами декоративно-прикладного искусства – заслуга сотрудников музея, оно даёт более полную картину народной жизни ещё не слишком далёкого прошлого.
Художник Ухов Павел Николаевич родился в 1904 году в деревне Меледино (которой уж нет и на карте) в большой семье крестьянина-отходника. Работал столяром, плотником, освоил мастерство краснодеревщика. Любил читать, особенно поэзию. Со временем сам начал писать стихи, воспевая красоту русской природы и тружеников родной земли.
Раскулачивание пришло в деревню вместе с коллективизацией, и многие тогда уезжали из деревень. В 1928 году вместе с бригадой плотников уехал строить дома в подмосковном Кунцево и П.Н.Ухов. Здесь уже ему пригодилось и мастерство краснодеревщика, и в полной мере развился талант художника.
Он писал маслом по картону, подарил музею многие свои картины, посвящённые Парфеньеву, на одних запечатлено село, каким оно было в середине и конце ХХ века, на других - исторические события, живописные пейзажи родного края, сюжеты из сельской, деревенской жизни.
Смотрю на картину П.Н.Ухова, с таким простым названием “За чаепитием”... а вижу справа, за легкой деревянной перегородочкой (она называлась “переборка”), немного не доходящей до потолка - ту невидимую на картине часть избы, в одно окошечко, с русской печкой... там мы с бабушкой вели сокровенные беседы ранним утром и пили чай из самовара... в бабушкиных сказках оживали далёкие-далёкие времена были... те, что быльём поросли, а может былинные...
Жизнь и судьба писателя-краеведа Дмитрия Фёдоровича Белорукова (1912-1991) и его семьи – это также история нашей страны ХХ века.
Исторические события более далёких прошлых лет оживают на его полотнах. Вот крепость на картине “Парфеньевский кремль”, построена для обороны от нападения татар на подступах к городу Галичу. На других полотнах – нападение татар на Парфеньево и городской базар (ярмарка) в XVII веке. Живописные работы Д.Ф.Белорукова – это целый цикл по истории Парфеньева. А писатель-краевед Д.Ф.Белоруков составил совершенно уникальный труд “Деревни, сёла и города костромского края”, который закончил в 1988 году.
Очень интересна коллекция безупречно сохранившейся русской купеческой мебели рубежа XIX-XX веков, а коллекция русских самоваров поражает разнообразием форм и объёмов.
Как и все музейные работники, сотрудники Парфеньевского музея занимаются хранительской и научно-исследовательской деятельностью. Экскурсионная деятельность разнообразна по тематике. Кроме того они ведут большую просветительскую работу – это организация временных выставок краеведческого характера, а также выставок из собственных фондов (которые постоянно пополняются благодаря их усилиям новыми экспонатами) живописных произведений московских, костромских и местных художников, скульпторов и графиков. В 2011 году в связи со 180-летием со дня рождения С.В.Максимова, подвижника русской культуры, был подготовлен абонемент, рассказывающий о его жизни и творчестве. Ежегодно разрабатываются школьный абонемент и интерактивные занятия (такие, например: "Куль хлеба и его похождения", "История деревянной ложки", "В гостях у русской хозяйки", "Подарки белоствольной красавицы", "Гончарный промысел жителей Парфеньевского района" и др.) для учащихся школ и детских садов Парфеньева, что даёт возможность подрастающему молодому поколению не отрываться от традиций русской культуры. Также традиционным стало проведение в музее Рождественских мероприятий, мероприятий, посвящённых Дню защиты детей 1 июня. В Международный день музеев 18 мая Парфеньевский литературно-художественный музей открывает свои двери (как и Эрмитаж, и Лувр).
Особо хочу отметить удивительно тёплую культуру ведения экскурсии и общения, которой вас встретят хранитель-экскурсовод Светлана Васильевна Смирнова и заведующая музеем Светлана Валерьевна Колчина.
* * *
В наше время навязывания гламурной “культуры”, размывания истинных ценностей и идеалов, ухода от традиций предков задачей особой важности становится сохранение национальной русской культуры и истории.
И в этой связи просто нельзя игнорировать уже существующие возможности сельского музея, думаю переоценить его уникальную роль и значение в деле сохранения и развития русской культуры невозможно.
Новый губернатор Костромской области Сергей Ситников отчитался за своего предшественника перед депутатами областной Думы о результатах деятельности администрации региона в 2011 году. Я прочитала весь отчёт. Ситуация в области так подытожена Сергеем Ситниковым:

“…практически по всем сферам деятельности региональные показатели имеют отрицательное значение. В связи с этим сегодня нужно сказать правду - мы можем говорить не о развитии региона, а необходимости стабилизации обстановки, нужно предотвратить дальнейшее падение”.

А какой же предстаёт культура региона “глазами правды” нового губернатора?
Из отчёта губернатора:

“2011 год по отрасли “Культура” характеризовался как год неэффективного использования средств областного бюджета: значительные организационные и финансовые ресурсы отрасли были направлены на проведение массовых культурно-зрелищных мероприятий, реализацию дорогостоящих творческих проектов, в том числе с приглашением высокооплачиваемых деятелей культуры и искусства зарубежных стран, Москвы, Санкт-Петербурга, иных субъектов Российской Федерации.
Общий объём расходов по этим мероприятиям составил 32 млн.рублей.
Единственная профильная программа в 2011 году профинансирована в объёме 25 тысяч рублей из предусмотренных 27 миллионов...”.

Да... 25 тысяч и 27 миллионов...
...содрогнуться можно от несопоставимости этих цифр!
27 миллионов куда направлены?! В какое такое неведомое “царство культуры” ?!
Идём за культурой в тридевятое царство, в тридесятое государство???
Где же они, герои, которые знают точный адрес этой сказочной земли?
Стонет земля родная, плачет душа Родины нашей пока...
пока - наша Госдума шлифует “терминологическую базу” закона 73-РФ “Об объектах культурного наследия...”,
пока - наше Министерство Культуры с одобрением встречает такие, например, проекты как сокращение охранных зон усадьбы “Архангельское” в 10 раз,
пока - наш Общественный Совет при Министерстве Культуры заявляет о необходимости “реформирования” её (культуры то-есть),
пока - наша Комиссия по культуре Общественной Палаты РФ констатирует, что: “работа по сохранению и развитию музеев-заповедников требует немалых усилий”, а также признаёт: “необходимость разработки Концепции сохранения и развития музеев-заповедников России”,
пока
* * *

Вдалеке от больших городов и большой политики,
в стороне от больших дорог и туристических маршрутов
каждый день открывает свои двери для посетителей
маленький заповедный музей
в старинном русском селе Парфеньеве...

… войди же туда, Путник...
и дыхание вековой истории,
дыхание просторов земли Святой Русской,
земли защитников-героев,
земли созидателей-тружеников,
земли вдохновения поэтов и художников
неистребимой верой разомкнёт стены маленького музея...
и станет эта заповедная Святая Земля твоим дыханием...

В заключение – фотография молодого П.Н.Ухова из нашего семейного архива и одно из его стихотворений. Выбрал наиболее нейтральное – без идеологии.

В лунную ночь
Опустилося солнце, ушло на покой.
Разгорается зоренька алая…
Нынче вечер на славу хороший такой,
Да и лето стоит небывалое.
Выплывает на небе большая луна,
Словно медь из горна раскаленная.
Притаилась в овсяных полях тишина,
Дремлют рощи берез озаренные.
Я прошу от души ручеек, и луну,
И ночное созвездие млечное
Водрузить на земле только мир – не войну,
Только светлые радости вечные!

Павел Николаевич на фото справа. Кто с ним, неизвестно. На обороте написано: "На добрую память дорогой семье – Любе и милым детям Нине и Наде. Москва. 1932 г. 20/VI. Первый …". (дальше обрезано).

В поисках дополнительной информации о Павле Николаевиче Ухове, я нашел в Интернете очерк, который привожу здесь полностью.


Муниципальное образование Парфеньевского района
МОУ Савинская основная общеобразовательная школа

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Автор Миронова Анастасия ученица 8 класса
Руководитель преподаватель истории Лебедева Н.Л.


ЧЕЛОВЕК ЩЕДРОЙ ДУШИ

В чем смысл жизни человека?
Делать добро. Если ты его делаешь, живешь не зря.
П.Н.Ухов

На нашей земле родился человек, которого можно назвать одним из немногих советских меценатов. Именно меценатов. Ведь меценат- это покровитель наук и искусств, не требующий ничего взамен для своей личной выгоды.
Именно такой личностью, оставивший заметный след в судьбе Парфеньевского края, был Павел Николаевич Ухов, самодеятельный художник, стоявший у истоков создания Парфеньевской картинной галереи, наш земляк. Изучая историю нашего края, невозможно пройти мимо этой незаурядной личности.
Время пролетает быстро, практически незаметно, особенно, если это касается человеческой жизни. А вот в отношении памяти о человеке – тут мерки иные: все зависит от того, какой след оставил он на земле, как и во имя чего прошел свой земной путь, что сделал для людей.
Ухов Павел Николаевич родился 30 сентября 1904 года в деревне Меледино Кологривского уезда, т.е. в наших родных местах. Отец его – крестьянин-отходник, мать-домохозяйка. Семья была немалая: шестеро детей. С ранних лет пришлось будущему художнику познать тяжесть крестьянского труда.
Павел Николаевич получил начальное образование, но душа тянулась к прекрасному. И с балалайкой, сделанной собственными руками, Павел Николаевич и вся мелединская молодежь собиралась у любимого места на скамейках у часовни.
И тогда в 20-х годах Павел Николаевич уже писал стихи, читал их своим друзьям. Много рисовал, делал наброски. Однажды нарисовал картину о драке на Заботиной даче.
Деревенский люд не понимал Павла. Бабы ворчали: "Вишь, все работают, а Пашка мажет свои картины".
Но пришла в деревню коллективизация, раскулачивание, доносы. Увезли по доносу ближайшего родственника Уховых – талантливого садовода Алексея Ивановича Ухова. Из деревни многие стали уезжать. В 1928 году из деревни уезжает и Павел Николаевич в Подмосковье, в Кунцево. В составе плотницкой бригады Павел Николаевич строил дома, позднее стал работать столяром. Приходилось выполнять разные столярные работы, в том числе заказы художников.
Знакомство и общение с художниками побуждает нашего земляка серьезно заняться живописью. Он пишет пейзажи чистой и светлой природы Подмосковья. Во время отпусков совершает поездки в Крым, на Кавказ, в волжские города, где пишет этюды, эскизы. Часто приезжает в родные места. Результат общения с художниками – идея создания на родине картинной галереи, чтобы приобщить земляков к изобразительному искусству, к миру прекрасного.
И эту прекрасную идею, ставшую мечтой, стал Павел Николаевич усиленно воплощать в реальность. Пошёл к руководству Парфеньева, написал обращение- ходатайство: помочь в организаций картинной галереи. Обратился за помощью к художникам. Не один год стучался Павел Николаевич в квартиры художников, убеждал, просил оказать помощь в сборе картин. В течение 3-х лет с 1965 по 1968 год Павел Николаевич доставил в Парфеньево 350 художественных произведений. В эти годы сам Павел Николаевич подарил галерее 340 своих живописных и графических произведений.
29 апреля 1968 года картинная галерея в Парфеньеве была открыта.
Павел Николаевич дружил с учениками Савинской школы и ее директором Белых Валентиной Петровной. Дети вели переписку с художником. Однажды в школу вместе с картинами пришла посылка для детей: карандаши и конфеты для младших школьников. Валентина Петровна ходила в сельский совет с просьбой хоть как-то поддержать Павла Николаевича, оплатить часть расходов потому, что посылки в школу шли бесплатно. И она находила взаимопонимание. Педагоги нашей школы прекрасно помнят Ухова П.Н. Это Смирнова О.А., Смирнова Л.А., Папылева В.С., Молчанова Л.Г.
Нашей школе было подарено 30 картин живописи. Мы создали свою картинную галерею. В нашу школу часто приезжают гости, проверяющие, корреспонденты газеты, выпускники школы. Мы всегда останавливаемся у выставки работ Павла Николаевича, рассказываем о нашем земляке, о его огромном вкладе в открытии картинной галерее, о дружбе с нашей школой.
Павлу Николаевичу Ухову приходило множество писем от парфеньевцев, проживающих в разных уголках нашей страны, с тёплыми словами благодарности. Писали, что они гордятся Павлом Николаевичем и его картинной галереей. В картинной галерее в книге отзывов много добрых слов и пожеланий её создателям.
В июне 1975 года Павел Николаевич, как будто в предчувствии беды принёс редактору газеты П.П.Архипову свою статью, заголовок для которой они долго подбирали – назвали "Я выполнил свой долг".

"Я рад, что мои усилия принесли радость людям, и всё, что доставлено мною в картинную галерею для вас, парфеньевцы, для ваших детей и внуков! Заходите, знакомьтесь с искусством, повышайте свой кругозор. Жить без искусства, значит топтаться на месте или пятиться назад".

Осенью 1975 года Павла Николаевича не стало.
Мы, жители Савинского сельского поселения, будем всегда гордиться, что на нашей земле жил щедрой души человек, совершивший подвиг для людей. Донесем память о нем до своих детей и внуков. Земной поклон и великая память нашему земляку, художнику из деревни Меледино Ухову Павлу Николаевичу.
В нашей школе уже стало традицией каждый год, в день рождения П.Н.Ухова, проводить памятные вечера. На одном из таких вечеров, в день 100-летия Павла Николаевича, у нас в гостях была его дочь Назарова Нина Павловна, которая поделилась воспоминаниями о своем отце.
Учителя и ученики нашей школы взяли шефство над могилой Павла Николаевича.
Соприкоснувшись с жизнью и творчеством Павла Николаевича, для себя мы усвоили, что главное в жизни - каким человеком ты стал, что полезного, доброго смог сделать для людей.


Деревенские жители
Ухов Павел Николаевич -
самодеятельный художник
П.Н.Ухов на открытии Парфеньевской картинной галереи

Отзывы о посещении картинной галереи

Выставка картин П.Н.Ухова, подаренных Савинской основной школе

Могила Ухова П.Н.

Первоисточник очерка "Человек щедрой души" - с сайта Савинская основная общеобразовательная школа.

Остается еще много вопросов, и надеюсь, что мне помогут.

1. Павел Николаевич Ухов был женат на моей двоюродной бабушке Готовцевой Любови Петровне. Очень бы хотелось восстановить давно утерянные связи с их потомками.
2. Мария Владимировна Строголева, одна из сестер Апполинарии Владимировны Строголевой (жены Александра Павловича Молчанова), в замужестве стала Уховой. Интересно, не может ли она быть матерью Павла Николаевича?


Известное древо Уховых

Древо Строголевых

Ухова (Строголева) Мария Владимировна.
Можно сравнить с фотографией "П.Ухов с матерью"