О репрессиях
ТУМИЛОВИЧ ИОСИФ ИГНАТЬЕВИЧ

ДЕЛО 1920 ГОДА


"Великий почин"



Ленин на субботнике


Все на коммунистический
субботник


С Сашей Тумиловичем
на субботнике

Просто читайте и получайте удовольствие. Я комментировать не буду.


Письмо ЦК РКП о работе по-революционному дало сильный толчок коммунистическим организациям и коммунистам. Общий подъем направил многих коммунистов-железнодорожников на фронт, но большинству их нельзя было оставить ответственные посты и отыскать новые способы для работы по-революционному. Сведения с мест о медлительности работы по мобилизации и канцелярская волокита заставили подрайон Московско-Казанской железной дороги обратить внимание на механизм железнодорожного хозяйства. Оказалось, что по недостатку рабочей силы и слабой интенсивности труда задерживаются срочные заказы и спешный ремонт паровозов. 7 мая на общем собрании коммунистов и сочувствующих подрайона Московско-Казанской дороги был поставлен вопрос о переходе от слов о содействии победе над Колчаком к делу. Вынесенное предложение гласило:
"Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха еще час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоеваний революции — работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком".
После некоторых колебаний это предложение было принято единогласно. В субботу, 10 мая, в 6 часов вечера, как солдаты, явились коммунисты и сочувствующие на работу, построились в ряды и без толкотни были разведены мастерами по местам.
На работах было процентов 10 коммунистов, постоянно работающих на местах. Остальные — занимающие ответственные посты и выборные, от комиссара дороги до комиссара отдельного предприятия, а также профессионального союза, и работающих в управлении и Комиссариате путей сообщения. Воодушевление и дружность работы небывалая. Когда без ругани и споров рабочие, конторщики, управленцы, охватив сорокапудовый бандаж колеса для пассажирского паровоза, перекатывали его на место, как трудолюбивые муравьи, на сердце рождалось горячее чувство радости от коллективного труда, и крепла вера в непоколебимость победы рабочего класса. Мировым хищникам не задушить победителей-рабочих, внутреннему саботажу не дождаться Колчака.
По окончании работ присутствующие были свидетелями невиданной картины: сотня коммунистов, уставших, но с радостным огоньком в глазах, приветствовала успех дела торжественными звуками Интернационала — и казалось, что эти победные волны победного гимна перельются за стены по рабочей Москве и, как волны от брошенного камня, разойдутся по рабочей России и раскачают уставших и расхлябанных.
Оценивая этот замечательнейший "пример, достойный подражания", "Правда" от 20 мая в статье тов. Н. Р. под этим заглавием писала:
Товарищи казанцы внесли то новое, что делает эту работу систематической, постоянной. "До полной победы над Колчаком", постановили товарищи казанцы, и в этом все значение их работы. Они удлиняют на один час рабочий день коммунистов и сочувствующих на все время военного положения; одновременно они показывают пример продуктивной работы.
Этот пример уже вызвал и должен вызвать дальнейшие подражания. Общее собрание коммунистов и сочувствующих Александровской железной дороги, обсудив военное положение и постановление товарищей казанцев, постановило: 1) Ввести "субботники" для коммунистов и сочувствующих Александровской железной дороги. Первый субботник назначается 17 мая. 2) Организовать коммунистов и сочувствующих в примерные, показательные бригады, которые должны будут показать рабочим, как надо работать и что в действительности можно сделать при нынешних материалах, инструментах и питании.
По словам товарищей казанцев, их пример произвел большое впечатление, и на ближайшую субботу они ожидают на работы значительное количество беспартийных рабочих. Когда пишутся эти строки, в мастерских Александровской дороги сверхурочная работа коммунистов еще не началась, лишь слух о предполагающихся работах прошел, а уже беспартийная масса всколыхнулась, заговорила. "Мы не знали вчера, а то бы мы приготовились и тоже поработали", "в будущую субботу обязательно приду", — раздается со всех сторон. Впечатление, производимое такого рода работами, очень велико.
Примеру товарищей казанцев должны последовать все коммунистические ячейки тыла. Не только коммунистические ячейки Московского узла, — вся партийная организация России должна последовать этому примеру. И в деревнях коммунистические ячейки должны взяться в первую голову за обработку полей красноармейцев, помогая их семьям. Товарищи казанцы закончили свою работу в первую коммунистическую субботу пением Интернационала. Если коммунистическая организация всей России последует этому примеру и будет неуклонно проводить его в жизнь, — ближайшие тяжелые месяцы будут пережиты Российской Советской республикой при громовых звуках Интернационала всех трудящихся республики ...
За работу, товарищи коммунисты!".
"Правда" от 23 мая 1919г. сообщила, что "17 мая на Александровской железной дороге состоялся первый коммунистический "субботник". 98 человек коммунистов и сочувствующих проработали, согласно постановлению общего собрания, 5 часов сверхурочно, бесплатно, лишь получив право вторично пообедать за деньги, причем к обеду за деньги же, как рабочим физического труда, было выдано по полфунта хлеба".

Похоже, что именно здесь и объясняется причина энтузиазма: деньги, хоть какие-то, у рабочих были, а вот дополнительного раза поесть и принести домой полфунта хлеба – не было.
Субботники стали систематическими. Вот как об этом писали в то время:

Коммунистические субботники, одна из форм добровольной бесплатной работы советских трудящихся на благо общества, характеризующая их коммунистическое отношение к труду. По своему характеру и содержанию они несли зачатки социалистического соревнования, явились одной из первых его форм. Коммунистические субботники возникли весной 1919, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв В.И.Ленина улучшить работу железных дорог. Движение охватило широкие слои рабочего класса. Опыт первых коммунистических субботников был обобщён В.И.Лениным в произведении "Великий почин". Отмечая огромное историческое значение коммунистических субботников, Ленин назвал их фактическими ростками коммунизма, великим "... сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни" (Полн. собр. соч., 5 изд., т.39, с.18). Наибольшего размаха движение достигло в 1920. По решению 9-го съезда РКП (б) 1 мая 1920 был проведён Всероссийский субботник-маёвка.
В Кремле на субботнике работал В.И.Ленин.
Ныне они проводятся для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п.
Коммунистические субботники проводились по инициативе КПСС до середины 1980-х гг.

В наше время в коммунистических субботниках (ко дню рождения Ильича) участвовали все. "Уважительных" причин, как правило, не бывало. Составлялись списки, сверялись с пришедшими, докладывалось местному партийному руководству, и далее – по цепочке.
В принципе, желания отлынивать ни у кого и не было. Перспектива провести один день на свежем воздухе, занимаясь несложным физическим трудом, не вызывала отторжения. Не знаю, как проходили субботники на заводах и фабриках (возможно, там и выполняли за один день две-три нормы), но нам – работникам "умственного труда" - давали в руки лопаты, грабли, носилки и направляли на уборку территории.
Однако основной традицией субботников оставался "обед за деньги". Заранее планировалось, кто и что покупает, а кто что приносит из дома. За один - два часа до окончания работ женщин отправляли "на кухню" накрывать стол. А там – по способностям и здоровью. Кто-то, бывало, желал и "продолжения банкета". И в следующий после субботника понедельник было что вспомнить.