ИЗ ВОЕННОГО БИЛЕТА | ||||
|
Прохождение действительной военной службы | |||
Наименование воинской части |
Должность и воинское звание по штату |
Дата зачисления в часть и № приказа |
Дата исключения из части и № приказа |
|
Учебный отряд Черноморского флота | Ученик на машиниста трюмного | сент. 1937 | май 1938 | |
Сторожевой корабль № 30 "Сапфир" Северного флота | Машинист трюмный | май 1938 | февр. 1946 | |
|
Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах (где участвовал, в какое время, в составе какой части и в какой должности): |
|
Военную присягу принял |
ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА |
В 1939-1940 гг. участвовал в боях с белофиннами, когда корабль артогнем поддерживал фланг наступавшей Красной Армии и одним из первых вошел в Петсамо (Печенгу). |
О сторожевых кораблях дивизиона "драгоценных камней" |
||
Вот такими были эти корабли |
В 1934-1937 гг. Ленинградский судостроительный завод им. Жданова (сейчас завод «Северная верфь») построил четыре пограничных сторожевых корабля полным водоизмещением 580 тонн - ПСК-301 ("Жемчуг"), ПСК-302 ("Рубин"), ПСК-303 ("Бриллиант") и ПСК-304 ("Сапфир"). |
|
![]() "Рубин" |
![]() "Бриллиант" |
|
О боях кратко. |
||
Отряд четырех ПСК прозвали дивизионом «драгоценных камней» или «золотым» отрядом. |
||
Первый бой экипаж "Сапфира" принял 22 июня 1941 года в 3 часа 50 минут. |
||
С началом войны пограничные морские части были переданы в ведение ВМФ страны: 1-й северный отряд погрансудов НКВД в полном составе включили в Беломорскую флотилию Северного флота. Пограничные суда дивизиона «драгоценных камней» теперь именовались сторожевыми кораблями. |
||
В июне 1942 года сторожевик "Сапфир" сопровождая караван, подвергся атаке 23-х истребителей. Корабли боевого эскорта подбили два самолета и заставили остальных покинуть место боя. |
Через месяц «Сапфир» получил новую боевую задачу по поиску и конвоированию советского теплохода «Донбасс», уцелевшего при разгроме каравана PQ-17. |
![]() |
Из строевой характеристики Скворцова Дмитрия Сергеевича. |
|
|
НАГРАДНОЙ ЛИСТ |
На трюмного машиниста сторожевого корабля "30" Иоканской ВМБ БВФ старшего краснофлотца Скворцова Дмитрия Сергеевича |
![]() |
![]() |
Год рождения | 1916 |
Национальность | Русский | ||
Соцположение | Рабочий | ||
Партийность | б/п | ||
С какого времени в РККА | 1937 г. | ||
Участие в гражданской войне | Не участвовал | ||
Ранения и контузии | Нет | ||
Представлялся ли ранее к награде, когда и за что | Не представлялся | ||
Какие имеет поощрения и награды и за что | Благодарности за отличные показатели в боевой политической подготовке и службе | ||
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену | Не служил, не был | ||
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг | |||
Предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической родине. Морально устойчив, идеологически выдержан. Дисциплинирован. Настойчивый в учебе, в совершенстве овладел вверенной боевой техникой. Любовно ухаживает за ней, содержит в отличном состоянии. На всем протяжении войны вверенные ему механизмы работали безотказно. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил высокие образцы стойкости, мужества, доблести и отваги.
Командир Сторожевого корабля 30 Беломорской Военной Флотилии Ст.л-т Паровенко |
После этого боя сторожевик "Сапфир" был поставлен на ремонт, через три месяца продолжил боевые операции и успешно воевал до самого разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье. |
![]() |
ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА |
В 1944 году, в конце арктической навигации Северный флот провел еще одну конвойную операцию – самую значительную на внутренних морских коммуникациях. Ее цель – обеспечение возвращения в Белое море всех ледоколов и других судов после завершения навигации. Конвой получил условное название «АБ-15». |
|
|
НАГРАДНОЙ ЛИСТ |
На машиниста трюмного СКР-30 5 ДСКР ОВР/а/ КВМБ БВФ старшего краснофлотца Скворцова Дмитрия Сергеевича |
![]() |
![]() |
Год рождения | 1916 |
Национальность | Русский | ||
Соцположение и происхождение | Рабочий из рабочих | ||
Партийность | Кандидат в члены ВКП/б/ с 1942 года | ||
С какого времени в ВМФ | С 1937 года | ||
Участие в гражданской войне | Не участвовал | ||
Ранения и контузии | Не имеет | ||
Представлялся ли ранее к награде | Представлялся | ||
Какие имеет поощрения и награды и за что | Медаль "За отвагу" за отличное выполнение заданий команд. на фронте борьбы с немецко-фашист. захватчиками | ||
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену | Не служил, в плену не был | ||
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги | |||
За время Отечественной войны корабль свыше 4600 часов находился в море на выполнении боевых заданий, без потерь отконвоировал 133 союзных и отечественных транспорта, прошел свыше 46000 миль, провел 26 боев с немецко-фашистской авиацией, сбил 3 и подбил 5 самолетов противника, сэкономил свыше 200 тн соляра, 145 тн мазута и 8,5 тн смазочных масел. В летне-осеннюю кампанию 1944 г. в Карском и Баренцевом морях корабль находился в море свыше 1450 часов, пройдено свыше 14800 миль, без потерь отконвоировал 51 транспорт, 2 раза самостоятельно обнаружены и атакованы п/л противника.
Командир СКР-30 “Сапфир” Старший лейтенант Рябюк |
О других кораблях "дивизиона драгоценных камней": "Бриллианте", "Жемчуге", "Рубине". |
||
![]() |
По решению мурманских властей на гранитной скале у Баренцева моря, на месте базирования пограничных кораблей, воздвигнут памятник доблестным североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обелиск был открыт в конце сентября 1967 года. Из морского далека виден величественный абрис этого памятника-монумента. |
|
За участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны Дмитрий Сергеевич Скворцов был награжден: |
|
![]() |
![]() |