Остров в Финском заливе, административно относящийся к Кингисеппскому району Ленинградской области. Расположен южнее Большого корабельного фарватера, в 130 км к западу от Петербурга. Выборг находится в 90 км к северо-востоку от острова, Гогланд — в 40 км к западу. До скалы Вигрунд на юго-западе — 25 км: столько же, сколько до расположенного на юго-востоке Кургальского полуострова. Ближайший к Мощному остров — Малый — находится в 6 км на восток.
После начала Великой Отечественной войны, когда в конце августа 1941 г. Вермахт прорвал Лужскую укреплённую позицию на подступах к Ленинграду, на острова Лавенсаари и Сескар переправили несколько стационарных батарей. Нехватка осенью того же года на островах Гогланд и Лавенсаари топлива, воды, боеприпасов и ремонтных возможностей не позволила расположить там базы кораблей дозора, которые были вынуждены базироваться на Кронштадт. После эвакуации Балтийским флотом 2 декабря базы Ханко и 7 декабря 1941 г. Гогланда, остров оказался самой западной точкой обороны РККФ и выдвинутой вперед манёвренной базой. Отсюда осуществлялась проводка из Кронштадта подводных лодок до точек погружения и их встреча. Остров служил базой для штурма Гогланда и Большого Тютерса: 30 декабря 1941 г. с него отправился отряд полковника Алексея Баринова, сформированный из гарнизонов Лавенсаари и Сескара; 7 января и 15 марта 1942 г. отсюда ему отправлялись немногочисленные подкрепления; на остров 28 и 29 марта того же года вернулись остатки выбитого с Гогланда отряда. 8 и 13 апреля 1942 г. по приказу Военного Совета Балтийского флота с острова были произведены два штурма Большого Тютерса, окончившиеся неудачей.
|
|
Зимами 1941—42 гг. и 1943—44 гг. действовала ледовая автомобильная дорога Шепелёвский маяк — Сескар — Лавенсаари протяжённостью в 71 км, которую обслуживали инженеры флота.
Ее пересекала дорога немцев, ориентированная с севера (маяк Стирсудден) на юг (Кургальский полуостров). На перекрестке этих трасс, прозванном остряками "международным", нередко происходили стычки с противником. Под вспышки разноцветных ракет и яростный стук пулеметов наши автомашины, следовавшие с сильным охранением, с боем прорывались к островам Сескар и Лавенсари.
Наконец, разветвленная сеть ледовых дорог была внутри блокированной зоны. Они соединяли Кронштадт с северным и южным берегами залива. Эти трассы, известные теперь как "Малая дорога жизни", имели первостепенное значение для жизнедеятельности Кронштадта, Ораниенбаумского плацдарма, островов Сескар и Лавенсари - передовых пунктов базирования Балтийского флота.
|
Зимой 1942—43 гг. льда в районе островов Сескар и Лавенсаари не было. В 1942 г. Лавенсаари был влючён в Островной сектор обороны Балтийского флота вместе с островами Малый и Сескар. Все три острова были значительно укреплены флотскими инженерами: “было построено около 200 пулеметных, 20 артиллерийских дзотов, более 450 убежищ для личного состава, установлено около 70 километров проволочных заграждений и свыше 5 километров противопехотных минных полей.” Основными операциями кораблей, базировавшихся на Лавенсаари, в 1942 г. стали: проводка 50 конвоев из Кронштадта и обратно с постоянными морскими и воздушными сражениями на главном фарватере и в районе Островного сектора обороны, 61 проводка подводных лодок в эскортах, траление восточной части Финского залива и несение службы в дозорных линиях. 18 ноября 1942 г. в гавани острова финскими торпедными катерами “Сеюксю”, “Винха” и “Вихури” была потоплена канонерская лодка “Красное Знамя”.
Осенью 1943 г. моряки Островного сектора прорвали Гогландскую минную позицию Кригсмарине, имевшую 27 заграждений в несколько линий и ярусов, проделав в ней три фарватера. Остров при проведении этой операции подвергался немцами воздушным и артиллерийским ударам. 24 сентября германская батарея с острова Большой Тютерс уничтожила склад боеприпасов на острове. В феврале 1944 г., используя пробитые фарватеры, с острова в район деревни Мерикюля высадился морской десант. В июне того же года базировавшиеся на остров катера-тральщики протралили Выборгский залив в преддверии Бьёркской десантной операции. После войны, в ноябре 1945 г., островную военно-морскую базу перевели в Пиллау, сформировав на её основе Пиллаускую военно-морскую базу.
Источники:
Мощный (остров) – Википедия
VIVOS VOCO: М. Казанский, “ЛЕДОВЫЕ ДОРОГИ ЖИЗНИ”
|
|