Семейная Книга Памяти и Славы
ХАРЛАМОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Земляк и дальний родственник. Родился в 1919 году в Погореловке.
Призван Ухоловским РВК в июле 1938 года. В Великой Отечественной с 22 июня 1941. Гвардии лейтенант. Летчик старший 56 гвардейского истребительного авиационного Алтуховского полка 283 истребительной авиационной Камышинской Краснознаменной дивизии.


П Р И К А З
16 ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
№ 130/Н

"6" августа 1944 г.

Действующая армия


От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество -

- Награждаю -
ОРДЕНОМ "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ"

Гвардии
лейтенанта

Харламова
Николая
Константиновича

Летчика 56 гвардейского истребительного авиационного Алтуховского полка, 283 истребительной авиационной Камышинской Краснознаменной дивизии

НАГРАДНОЙ ЛИСТ
НА ЛЕТЧИКА 56 ГВАРДЕЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО АЛТУХОВСКОГО ПОЛКА, ГВАРДИИ ЛЕЙТЕНАНТА
ХАРЛАМОВА НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА

Представляется к ордену: "КРАСНОЕ ЗНАМЯ"

Год и место рождения 1919
Национальность Русский
Соцположение Рабочий
Партийность Член ВЛКСМ с 1936 г. №4129964
С какого времени в КА С 1938 г.
Участие в Отечественной войне С 22.6.41 г.
Ранения и контузии Не имеет
Представлялся ли ранее к награде, когда и за что Не представлялся
Какие имеет поощрения и награды и за что Не имеет
Служба в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену Не служил и не был
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

В 56 Гв. ИААП находится с июня 1943 г. в качестве летчика, за период с 3 сентября 1943г. по 5.7.44г. произвел 34 успешных боевых вылета на сопровождение "ИЛ-2". При сопровождении не имеет ни единой потери "ИЛ-2" от истребителей противника.
За этот же период произвел 8 воздушных боев. Последний воздушный бой, проведенный на Белорусском фронте 5.7.44г., при сопровождении 6 "ИЛ-2" под прикрытием пары "ЯК-1" против 4 "ФВ-190".
Тов. ХАРЛАМОВ в паре с гв.ст.л-нтом КРАВЦОВЫМ не только не допустили истребителей пр-ка к штурмовикам, но своими дерзкими атаками парой "ЯК-1" заставили 4 "ФВ-190" уйти с поля боя.
За весь период боевых действий гв.л-нт ХАРЛАМОВ произвел 12 штурмовок, при этом уничтожено: до 20 солдат и офицеров пр-ка, 3 автомашины, 5 повозок.
Техника пилотирования отработана отлично. Ведением огня по наземным и воздушным целям владеет хорошо. При полете в паре является надежным щитом ведущего. За весь период боевых действий в сложных метеоусловиях под сильным огнем ЗА и МЗА при групповых боях с численно превосходящими силами противника не имел ни единого случая отрыва от ведущего.
Способами самолетовождения м ведением общей и детальной ориентировки владеет отлично.
Много работает над боевым совершенствованием, перенимая опыт старых летчиков. Лично дисциплинированный, требовательный к себе и подчиненным.
В воздушном бою смел, энергичен и решителен.
В период боев по прорыву обороны на Белорусском фронте произвел по 5.7.44г. 14 боевых вылетов, из них 8 со штурмовкой. В этих боях показал себя мужественным и решительным.
Сопровождая "ИЛ-2", при низкой облачности опускаясь до бреющего полета, штурмовкой уничтожал технику и живую силу врага под сильным огнем ЗА и МЗА.
Попутно с выполнением своей основной задачи на сопровождение пара, в которую входит гв.л-т ХАРЛАМОВ, выполняет разведку войск противника.
За весь период участия на фронтах Отечественной войны, ввиду частых переходов из полка в полк, к правительственным наградам не представлялся.

ВЫВОД:
За успешно произведенные 34 боевых вылета на сопровождение с 3.10.43г. по 5.7.44г., за 103 боевых вылета, произведенных на самолете "И-16", за штурмовые действия по технике и живой силе врага, достоин награждения орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

9 июля 1944 года.


П Р И К А З
13 ИСТРЕБИТЕЛЬНОМУ АВИАЦИОННОМУ СЕДЛЕЦКОМУ КОРПУСУ
№ 18/Н

"30" мая 1945 г.

Действующая Армия


От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество -

= награждаю =
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Гвардии
лейтенанта

ХАРЛАМОВА
Николая
Константиновича

Летчика старшего 56 Гвардейского истребительного авиационного Алтуховского полка, 283 Истребительной авиационной Камышинской Краснознаменной дивизии.

НАГРАДНОЙ ЛИСТ
Фамилия, имя и отчество ХАРЛАМОВ Николай Константинович
Звание Гвардии лейтенант
Должность, часть ЛЕТЧИК СТАРШИЙ 56 Гвардейского Истребительного Авиационного Алтуховского полка 283 Истребительной Авиационной Камышинской Краснознаменной дивизии
Представляется к ордену "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА" - 1 степени
Год рождения 1919
Национальность Русский
Партийность Член ВЛКСМ-1938 г. к/б № 4129964
Участие в гражданской войне, последующих боевых действиях по защите СССР и Отечественной войне /где, когда/ В Отечественной войне: Юго-Зап. фр. с 22.6.41 по 15.2.42 г. Центр.фр. с 16.6.43 по 20.10.43 г. Белорусский фронт с 20.10.43 по настоящее время.
Имеет ли ранения и контузии в Отечественной войне Не имеет
С какого времени в Красной Армии С июля месяца 1938 г.
Каким РВК призван Ухоловским РВК Рязанской области
Чем ранее награжден /за какие отличия/ Орденом "КРАСНОЕ ЗНАМЯ" пр. 16 ВА № 130/Н от 6.8.44 г. за 34 боевых вылета. Орден вручен 10.8.44.
Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

Тов. ХАРЛАМОВ после последнего награждения с 6.8.44 г. по 28.4.45 г. произвел 30 боевых самолето-вылетов на прикрытие своих войск, провел 20 воздушных боев. Лично сбил 2 самолета противника.
В воздушном бою смелый, решительный, напористый. Бои ведет тактически грамотно. Техника пилотирования отличная. Штурманское дело знает хорошо. По воздушным и наземным целям стреляет хорошо.
Тов. ХАРЛАМОВ особенно проявил себя в последних боях ха прорыв обороны противника на реке ОДЕР и овладению г.БЕРЛИН.
Дисциплинирован. В пьянках не замечен. Пользуется авторитетом среди летного состава, как воздушный боец.

ВЫВОД:
За произведенные 30 боевых самолето-вылетов на прикрытие своих наземных войск и лично сбитых 2 самолета противника. Достоин Правительственной награды - ордена "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1-Й СТЕПЕНИ".

5 мая 1945 г.

К 40-летию Победы Николай Константинович Харламов награжден Орденом Отечественной войны II степени.

Из карточки награжденного
год рождения __.__.1919
место рождения: Рязанская обл., Ухоловский р-н, с. Погореловка
№ наградного документа: 71
дата наградного документа: 06.04.1985

О 16 воздушной армии, 283 авиадивизии и 56 авиаполку

16 воздушная армия

Фронтовой путь частей и соединений 16-й Воздушной армии в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии и ее сателлитов овеян немеркнущей боевой славой.
Сформированная по приказу Народного комиссара обороны СССР в августе 1942 года на берегах великой русской реки Волги, 16-я Воздушная армия приняла участие в грандиозной Сталинградской битве сначала в составе войск Сталинградского, а с сентября 1942 года - Донского фронтов.
В первые дни существования в составе армии было всего 4 авиационных дивизии и 2 отдельных авиаполка, которые имели 152 боеготовых самолета.
Несмотря на сложность обстановки в воздухе, летный состав воздушной армии в борьбе с фашистскими захватчиками показал образцы храбрости, героизма и глубокого сознания воинского долга. Авиационные соединения 16-й Воздушной оказали ощутимую поддержку с воздуха войскам фронта в период беспримерной обороны города-героя, а затем в контрнаступлении и разгроме окруженной 330-тысячной немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.
Летом 1943 года в жесточайшей Курской битве соединения 16-й Воздушной армии, активно поддерживая и прикрывая с воздуха войска Центрального фронта, помогли сорвать планы противника, жаждавшего взять реванш за поражение под Сталинградом. 16-я Воздушная армия и взаимодействовавшие с нею воздушные армии соседних фронтов выиграли борьбу за господство в воздухе.
После разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге 16-я Воздушная армия поддерживала с воздуха войска Центрального фронта (позднее - Белорусского и 1-го Белорусского фронтов) в летне-осенней и зимней кампаниях 1943 - 1944 гг. на конотопско-киевском, черниговско-мозыръском и гомельско-бобруйском направлениях.
Летом 1944 года воздушная армия, выросшая за два года более чем в 10 раз, в тесном взаимодействии с сухопутными войсками вела активные боевые действия по разгрому гитлеровцев в наступательных операциях на территории Белоруссии и восточных районов Польши, прочно удерживая за собой господство в воздухе.

В январе - феврале 1945 года воздушная армия участвовала в наступлении войск 1-го Белорусского фронта, оказав огромную поддержку им в окружении и уничтожении вражеских войск в боях на пути от Вислы до Одера на варшавско-кюстринском направлении. Затем воздушная армия содействовала войскам фронта, громившим восточно - померанскую группировку противника.
Получив усиление из резерва Главного Командования, 16-я воздушная армия силами около 30 авиадивизий (свыше 3000 боевых самолетов) в составе войск 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с воздушными армиями соседних фронтов участвовала в завершающей битве - Берлинской операции, закончившейся окончательным разгромом гитлеровской Германии.
Авиаторы 16-й Воздушной армии участвовали в битвах и сражениях с врагом на главных стратегических направлениях советско-германского фронта, совершив на своем боевом пути более 288 тысяч боевых вылетов.
При этом было уничтожено и повреждено 3,7 тыс. танков, бронемашин и тягачей, до 10 тыс. артиллерийских орудий и минометов, около 40 тыс. автомашин и много другой боевой техники противника. Кроме того, врагу были нанесены огромные потери в живой силе. Летчики воздушной армии провели 6,1 тыс. воздушных боев, в которых сбили 5175 самолетов противника. Кроме этого, при налетах на вражеские аэродромы было уничтожено 766 немецко-фашистских самолетов.
Личный состав воздушной армии обладал крепким моральным духом, отличался боевым энтузиазмом и неудержимым наступательным порывом. Летчики и штурманы, воздушные стрелки и радисты, инженеры и техники, механики и другие специалисты, воины авиационного тыла с честью выполнили свой долг перед Родиной.
Своими героическими подвигами бойцы воздушной армии - истребители и штурмовики, бомбардировщики и разведчики - вписали немеркнущие страницы в боевую летопись Советских Вооруженных Сил. Более 30 летных экипажей повторили бессмертные подвиги русского летчика П. Н. Нестерова и летчика Н. Ф. Гастелло, таранив противника в воздухе и на земле.
Героизм и воинское мастерство личного состава 16-й Воздушной армии по достоинству оценены советским народом. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм 200 летчиков и штурманов были удостоены звания Героя Советского Союза, трое награждены второй и один - третьей Золотой Звездой Героя. Более 27 000 авиаторов за боевые отличия награждены орденами и медалями СССР.
Столица нашей Родины Москва 53 раза салютовала артиллерийскими залпами доблестным войскам Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов, при этом в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего отличившиеся соединения и части 16-й Воздушной армии упоминались 47 раз.

283-я истребительная Камышинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия

В действующей армии:

26.08.42 - 08.09.44
25.11.44 - 09.05.45

Входила в состав 16 ВА Сталинградского фронта.
При проведении Бобруйской наступательной операции с 24.06.44 г. содействовала 65-й и 28-й армиям в наступлении у Паричей.
29.06.44 г. летному составу приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность за отличия в боях за Бобруйск - мощный опорный пункт обороны немцев.
В течение 01 - 04.06.44 г. дивизия продолжала действовать в интересах 65-й армии и конно-механизированной группы.
В период 12 - 15.07.44 г. перебазировалась на аэродромы южнее Полесья для содействия войскам левого крыла 1-го Белорусского фронта и вошла в состав 6 ВА.
В течение 05 - 10.07.44 г. прикрывала штурмовые подразделения, участвующие в разгроме барановичской группировки противника.
08.07.44 г. советские войска овладели укрепленным районом и городом Барановичи, а 10.07.44 г. освободили Слоним. В приказе Верховного Главнокомандующего летчикам дивизии была объявлена благодарность.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Суворова II степени.

520-й истребительный авиационный полк
56-й гвардейский истребительный Алтуховский Краснознаменный авиационный полк

В действующей армии:

22.09.41 - 11.04.42 (520 иап)
05.09.42 - 08.02.43 (520 иап)
08.02.43 - 08.09.44 (56 гиап)
25.11.44 - 09.05.45 (56 гиап)

Воевать начал с 22.09.41 г. на самолетах ЛаГГ-3 в составе 2 раг (резервной авиагруппы).
В середине апреля 1942 г. выведен в тыл и перевооружен самолетами Як-1.
С августа 1942 г. до конца войны входил в состав 283 иад.
Летчики 520-го иап за период Сталинградской битвы провели 125 воздушных боев и сбили 95 фашистских самолетов. Кроме того, 15 самолетов уничтожили на аэродромах. За отличное выполнение боевых заданий полк был преобразован в гвардейский. Командира полка майора С.Н.Чирву командование наградило орденом Красного Знамени и выдвинуло на должность командира авиадивизии (283 иад). Лучшими воздушными бойцами полка в период Сталинградской битвы являлись майор Д.И.Родин, старшина В.Ф.Виноградов (у них было по 8-9 побед в воздухе), капитан А.А.Ефремов, лейтенант Н.В.Харитонов (на счету по 11-12 сбитых вражеских самолетов) и другие.
Преобразован Приказом НКО СССР No. 63 от 08.02.43 г. в 56 гиап.
За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, полк был награжден орденом Красного Знамени.

Источники:
16 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ - официальный сайт
283-я истребительная Камышинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия
520 иап -> 56 гиап

И еще о 56-м гвардейском истребительном авиационном полку

Думаю, что найду время и напишу об этом отдельную страничку в раздел о частях и подразделениях.
А пока ссылка на материал о командире полка Чирве Степане Никитовиче, написанный историком Юрием Анатольевичем Какадием.

О самолетах

Як-1

Советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолётов всех модификаций.
На Як-1 вступила в войну эскадрилья Нормандия-Неман.

Конструкция истребителя смешанная: каркас фюзеляжа — ферма, свареная из стальных хромансилевых труб с внутренними перекрестными расчалками, составляющая единое целое с моторамой. Сверху и снизу за кабиной каркас был опрофилирован фанерными гарготами для придания ему обтекаемой формы. Обшивка носовой части дюралевая, хвостовой — полотняная. Крыло площадью 17,15 кв. м. деревянное, без разъемов, оклеенное полотном. Из дюраля выполнялись только каркасы рулей и элеронов (обшивка — полотно), съемные капоты двигателя, тоннель водорадиатора, зализы крыла и оперения, крышки люков, посадочные щитки, а также щитки, закрывающие стойки шасси в убранном положении. Бортовое вооружение — одна 20-мм пушка ШВАК для стрельбы через ось редуктора двигателя и два скорострельных пулемета ШКАС. С двигателем ВК-105П истребитель развивал скорость до 569 км/час (на высоте 4860 м). Высоту в 5 тыс. м набирал за 5,7 мин.

И-16

И-16 (ЦКБ-12), прозвища ишачок, rata, (исп. крыса), моска (среди испанских республиканцев) — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся шасси.

Основные материалы — дерево, алюминий, конструкционная сталь. Деревянный монококовый фюзеляж (обшивка из берёзового шпона) из двух половин, выклеивался из фанеры и на клею (костный или казеиновый) крепился к силовому каркасу (сосна или ясень) состоящему из 11 шпангоутов, 4 лонжеронов и 11 стрингеров. Каркас усиливался стальными уголками.
Центроплан включал в себя два наборных лонжерона соединённых между собой трубами. Обшивка центроплана спереди фанерная, позади дюралюминиевая.
Фанерная обшивка крыла обклеивалась полотном и затем многослойно покрывалась авиационным лаком. Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка органов управления полотняная. Опоры шасси убирались вручную посредством вращения штурвала лебедки (44 оборота).
Кабина первоначально закрытая, затем — открытая. Отказ от закрытой кабины частично был вынужденным: фонарь изготавливался из недостаточно качественного материала и это ухудшало обзор летчика; частично это было вызвано претензиями летчиков, которые привыкли летать с открытой кабиной и опасались, что в случае аварии не успеют открыть фонарь.

Первый полёт на прототипе был выполнен Валерием Чкаловым (лётчик-испытатель Государственного авиационного завода № 39) — 30 декабря 1933 года.
На Государственных испытаниях в феврале 1934 года двумя прототипами управляли лётчики Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок. Лётчики давали отнюдь не лестные отзывы о самолёте, а после ознакомления с докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского Алкснис специальным приказом позволил управлять И-16 только самым опытным лётчикам.
Причина трудностей в пилотировании была в том, что в погоне за высокой маневренностью конструкторы нарочно сделали самолёт аэродинамически неустойчивым. Была гипотеза, что это позитивно скажется на маневренности истребителя.
1 и 2 марта пилотируемый Чкаловым И-16 проходил испытания на штопор.
После эксплуатационных испытаний в Крыму (Каче) самолёт был продемонстрирован широкой публике на первомайском параде.
В 1935 году демонстрировался на Международной авиационной выставке в Милане.
1940 год — год самого массового выпуска — около 2710 машин.
Этот самолёт дал начало проекту И-17 (проект заморожен) и перспективному И-180 — на котором в первом же испытательном полете погибнет Чкалов, а затем и лётчики-испытатели Степанченок и Сузи.
К началу войны самолёт составлял основу истребительного парка СССР. Многие советские лётчики-асы начинали свою службу на И-16.

Fw 190

Фокке-Вульф Fw 190 «Сорокопут» (нем. Focke-Wulf Fw 190 «Wurger») — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении люфтваффе во время Второй мировой войны.
Fw 190 успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности Fw 190 D), эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» люфтваффе (хотя советские лётчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190, осознали это и сами немцы — и на Восточном фронте вплоть до конца войны основным истребителем оставался Bf.109).
Всего было произведено 19 999 самолётов, из них 13 365 машин в варианте истребителя и ночного истребителя и 6634 машин в варианте истребителя-бомбардировщика. Производство продолжалось с 1941 года и до самого окончания войны, в ходе которой самолёт неоднократно модернизировался.
Внутри компании Фокке-Вульф типам самолетов в качестве дополнительного описания давали имена птиц. Fw 190 получил имя нем. «Wurger» — «Сорокопут» (небольшая хищная птица). Также дословный перевод нем. Wurger: душитель, убийца.

Первые Fw 190 появились на восточном фронте 6 сентября 1942 г. в составе I группы JG 51, её перебросили под Ленинград (возле Любани). В декабре этого же года этими же самолётами была перевооружена и III группа и 6-я эскадрилья JG 51.
Перед началом весны 1943 г. Fw 190 получила эскадра JG 54 «Зелёное сердце» («Grunherz»).
До конца 1943 года JG 51 и JG 54 постоянно перебрасывались с одного участка фронта на другой (там, где была угроза наступления Красной армии). Так что они появлялись в небе от Ленинграда и до Орла.
Широко использовались Fw 190 во время битвы на Курской дуге, перед началом которой Министерство пропаганды Германии провело широкую кампанию по восхвалению нового истребителя и его высоких боевых качеств. Именно на широкое применение Fw 190 делалась ставка в ходе проведения летнего наступления этого года.
В течение 1944 г. только две авиагруппы, действующие на восточном фронте, из состава JG 54 были оснащены Fw 190. В это же время началось перевооружение штурмовых авиагрупп, действовавших на Восточном фронте, с устаревшего Ju 87 на Fw 190F.
В целом, опыт применения Fw 190 на Восточном фронте показал, что особых преимуществ немецким пилотам его появление не дало — он уступал основным советским истребителям того периода в манёвренности (кроме угловой скорости крена). Однако, большая скорость на пикировании позволяла немецким пилотам относительно легко выходить из боя. А мощное вооружение обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первого захода.


Источники:
Як-1 - Википедия
И-16 - Википедия
Focke-Wulf Fw 190 Wurger - Википедия